iTest қолданбасын жүктеп алу
Мектеп емтихандарына ыңғайлырақ форматта дайындалыңыз
Предложения с прямой и косвенной речью
В русском языке есть несколько способов передачи чужой речи. Один из этих способов связан с использованием вводных конструкций со значением источника высказывания. Кроме того, для передачи чужих слов используются прямая и косвенная речь.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, переданные без изменения от его имени. Предложения с прямой речью делятся на две части: прямую речь и слова автора. Из слов автора мы обязательно узнаём, кому принадлежат слова, представляющие собой прямую речь, а можем узнать и о том, как, при каких обстоятельствах они произнесены, например: Есенин писал: «Я люблю родину». «Спасибо, что всё это рассказал», – глухим голосом сказал Олег.
В предложениях с прямой речью сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы. Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.
Прямая речь заключается в кавычки. Слова автора могут стоять перед прямой речью и отделяться от неё двоеточием, после неё – и тогда перед словами автора ставится тире, а первое слово в них пишется со строчной буквы, а также внутри прямой речи – в этом случае слова автора отделяются от прямой речи с помощью тире с двух сторон. В конце прямой речи ставится тот знак, который нужен исходя из того, каким предложением по цели высказывания и по эмоциональной окраске является прямая речь. При этом восклицательный и вопросительный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – за кавычками. Если прямая речь стоит перед словами автора, то вместо точки перед тире ставится запятая.
Если слова автора находятся внутри прямой речи и разрывают её в середине предложения, то после них, перед тире, ставится запятая, а прямая речь продолжается со строчной буквы. Если же слова автора разрывают прямую речь в том месте, где должна была стоять точка или восклицательный либо вопросительный знаки, то после слов автора, перед тире, ставится точка, а прямая речь продолжается с прописной буквы.
В предложениях, где слова автора прерывают прямую речь, кавычки ставятся так же, как в предложениях, где прямая речь не прерывается: открывающие – в начале прямой речи, закрывающие – в конце.
Прямая речь после слов автора.
Схемы
|
Примеры |
---|---|
А: «П». |
Отец с осуждением произнёс: «Ты опоздала, дочка». |
А: «П!» |
Кто-то громко крикнул: «Эй, посторонись!» |
А: «П?» |
Он спросил: «Вы давно приехали в наш город?» |
А: «П?!» |
Учитель удивлённо произнёс: «И ты, Оля, не решила задачу?!» |
Прямая речь перед словами автора.
Схемы
|
Примеры |
---|---|
«П», – а. |
«Я влюблена», – шептала снова старушке с горестью она. |
«П!» – а. |
«Да это бунт!» – закричал исправник. |
«П?» – а. |
«Что у тебя стряслось?» – участливо спросил Антон. |
«П?!» – а. |
«Разве это трудно?!» – удивился Михаил Александрович. |
Слова автора внутри прямой речи.
Схемы
|
Примеры |
---|---|
«П, – а, – п». |
«Вот ваша книга, – сказала библиотекарь, – читайте». |
«П, – а. – П». |
«Заходите, – пригласила мама. – А Саша вас не дождался». |
«П, – а, – п?» |
«А скажи-ка, – обратился ко мне учитель, – не забыл ли ты прочитать роман «Война и мир» Толстого?» |
«П! – а. – П». |
«Где уж ему читать! – воскликнул отец. – У него времени нет». |
«П! – а. – П!». |
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!» |
«П? – а. – П». |
«Куда ты? – спросил Иван. – Меня послали за тобой». |
«П?! – а. – П!» |
«Неужели забыл?! – воскликнул отец. – Я так и знал!» |
Косвенная речь – это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.
Прямая речь
|
Косвенная речь |
---|---|
Мама сказала дочке: «Сегодня на улице холодно». |
Мама сказала дочке, что сегодня на улице холодно. |
- Если прямая речь может занимать любое место по отношению к авторским словам, то косвенная речь всегда следует за ними. Придаточная часть, представляющая собой косвенную речь, присоединяется к главной части при помощи союзов и союзных слов: что, чтобы, будто, как будто, кто, какой, который, чей, как, где, куда, откуда, зачем, почему и др.
- Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене её косвенной речью используется союз что.
- Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене её косвенной речью используется союз чтобы.
- Если в прямой речи вопросительное предложение, то при замене её косвенной речью возможны два случая:
- вопросительные местоимения и наречия (если они есть в прямой речи) сохраняются в косвенной речи в роли союзных слов;
- косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза (при отсутствии в прямой речи вопросительных местоимений и наречий).
Прямая речь
|
Косвенная речь |
---|---|
Он сказал: «Я выполню эту работу за два дня». |
Он сказал, что выполнит эту работу за два дня. |
Учитель сказал: «На следующий урок принесите тетради для контрольных работ». |
Учитель сказал, чтобы на следующий урок мы принесли тетради для контрольных работ. |
Подошли они ко мне и спросили: «Как доехать до краеведческого музея?» |
Подошли они ко мне и спросили, как доехать до краеведческого музея. |
Она спросила Иванова: «Вы принимали участие в велопробеге?» |
Она спросила Иванова, принимал ли он участие в велопробеге. |
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего.
Прямая речь
|
Косвенная речь |
---|---|
Она сказала: «Я помогу тебе». |
Она сказала, что поможет мне. |
Он сказал: «Подай книгу». |
Он сказал, чтобы я подал книгу. |
Она спрашивает: «Когда ты придёшь?» |
Она спрашивает, когда я приду. |
Я спросил: «Ты был вчера в школе?» |
Я спросил, был ли ты вчера в школе. |
Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например.
Прямая речь
|
Косвенная речь |
---|---|
Она часто говорила: «Ах, какая ты внимательная!» |
Она часто говорила, что я очень внимательная. |
-
Схема предложения:
Что будут читать мои правнуки писал Лев Толстой
-
Схема предложения:
Нам придется здесь ночевать сказал он В такую метель через горы не перейдешь
-
Укажите схему предложения:
Алена говорит Завтра буду обязательно
-
Схема предложения:
Какое число у нас сегодня спросил он вдруг, не обращаясь ни к кому
-
Схема предложения:
Узнала воскликнул
-
Предложение с цитатой
-
Форма предложения с косвенной речью – это
-
Укажите предложение с косвенной речью.
-
Союз, при помощи которого придаточные предложения, включающие косвенную речь, присоединяются к главному
-
Определите способ оформления чужой речи в предложении:
Мой брат сердито сказал, чтобы я оставался дома.
-
Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать еще одну лекцию. Предложение осложнено
-
Схема предложения:
Мальчик ответил Я дал честное слово
-
Схема предложения:
Теперь не пропаду подумал я тропинка куда-нибудь приведет
-
Схема предложения:
Кто вы такие в страхе спросила Женя
-
Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены).
-
Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены).
-
Хорошо сказал я мне остается только согласиться с вами.
Данное предложение соответствует схеме
-
Ну, мне пора заторопила Анна Мне надо на завод. Данное предложение соответствует схеме
-
Прямая речь есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
-
Гуси летят с удовольствием говорит Ростовцев Сейчас целый косяк видел. Данное предложение соответствует схеме
-
Мишка кричит Здорово получается
Данное предложение соответствует схеме
-
«Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» сказал Ваня с досадой.
Знак, пропущенный в данном предложении, – это
-
Пушкин писал Чаадаеву «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Знак, пропущенный в данном предложении, – это
-
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется
-
Предложение с косвенной речью
-
Он сказал мальчикам (?) «Кажется (?) я заблудился (?) можно сесть?»
В данном предложении пропущены (в порядке следования)
-
Чужие слова переданы с помощью косвенной речи в предложении
-
Предложение, которое пунктуационно можно оформить и как предложение с прямой речью, и как предложение с косвенной речью
-
Косвенная речь оформлена неправильно в предложении
-
Предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение с придаточным
-
Прощаясь с девочкой я попросил Скажи маме что я благодарен за помощь.
Это предложение (знаки препинания не расставлены)
-
Дополнение отвечает на вопросы
-
Дополнение является прямым в предложении
-
Предложение с косвенным дополнением