Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Предложения с прямой и косвенной речью. Диалог. Цитирование
Существует всего четыре типа введения чужой речи в предложение. Это собственно прямая речь, косвенная речь, диалог и несобственно-прямая речь.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Существует порядок передачи чужой речи. Чужая речь – это то, что говорит или пишет другой человек.
Предложение с косвенной речью: говорящий пересказывает (передаёт) содержание чужой речи с помощью сложноподчинённого предложения: Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.
Предложение с прямой речью: говорящий точно, дословно, воспроизводит чужую речь, передаёт её как бы от лица того, кому она принадлежит: Тренер мне посоветовал: «Надо глубже дышать, Валентин».
Слова автора могут сообщать, кому принадлежат чужие слова (прямая речь), могут обрисовать манеру, способ говорения, интонацию, указать на мимику, жесты, которыми сопровождается прямая речь: Капитан крикнул: «Купаться!» (Л.Н.Толстой).
Условные обозначения прямой речи, принятые в учебниках.
П, п – прямая речь, А, а – слова автора.
- А: «П».
- «П», – а.
- «П!» – а.
- «П?» – а.
- А: «П?».
- «П, – а. – П».
- «П? – а. – П».
- «П! – а. – П».
- «П, – а, – п?»
Возможные слова и обстоятельства, вводящие прямую речь.
Слова, обычно вводящие прямую речь в предложение: cпросить, осведомиться, любопытствовать, заговорить, допытываться, добавить, лепетать, закончить, успокоить, кричать, шептать, бормотать, возразить, перебить, вставить и др.
Возможные обстоятельства речи: шепотом, басом, звонко, глухо, чётко, скороговоркой, неспешно, дружелюбно, доброжелательно, сочувствуя, миролюбиво, с расстановкой, укоризненно, с упрёком, одобрительно и др.
Диалог – это разговор, как минимум, двух лиц. При диалоге каждая реплика пишется с новой строки, кавычки при этом не употребляются и перед каждой репликой обязательно ставится тире.
Цитаты – это выдержки из высказываний кого-либо, которые приводятся для подтверждения своей мысли.
- Цитаты могут находиться при словах автора и передавать прямую речь. В данном случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью.
- Цитата может включаться в авторскую речь. Здесь она пишется с маленькой буквы и выделяется кавычками.
- Когда приводят слова из стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника, кавычки не ставятся:
Мой друг! Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Эпиграф – изречение, цитата откуда-либо, которое помещается перед произведением или его частью. Эпиграф не выделяется кавычками, а ссылка на источник находится на следующей строке.
Знаки препинания при прямой речи
Прямая речь (П) после авторских слов (А) |
|
---|---|
А: – П. (П? П! П...) | Отец сказал: – Это замечательно! |
А: «П». | Отец сказал: «Я подумаю об этом». |
А: «П?» |
Отец спросил: «Почему так поздно?» |
А: «П!» | Отец воскликнул: «Лентяй!» |
А: «П...» |
Отец проговорил: «Ну что ж...» |
Прямая речь (П) перед авторскими словами (а) |
|
«П», – а. |
«Я подумаю об этом», – сказал отец. |
«П?» – а. | «Почему так поздно?» – спросил отец. |
«П!» – а. | «Лентяй!» – воскликнул отец. |
«П...» – а. | «Ну что ж...» – проговорил отец. |
Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) |
|
«П, – а, – п». |
«Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня». |
«П, – а. – П». | «Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра». |
«П? – а. – П». | «Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше». |
«П! – а. – П». | «Лентяй! – воскликнул отец. – Надо лучше заниматься». |
«П... – а. – П». | «Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать». |
«П, – а: – П». | «Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда». |
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) |
|
А: «П», – а. |
Отец сказал: «Я подумаю об этом», – и вышел из комнаты. |
А: «П!» – а. | Воскликнув: «Ты лентяй!» – отец схватился за ремень. |
А: «П?» – а. | Отец спросил: «Почему так поздно?» – и ушел, не дожидаясь ответа. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Косвенная речь, наряду с прямой речью, является способом передачи чужих слов. В отличие от прямой речи предложения с косвенной речью служат для передачи лишь смысла, сказанного другим лицом, не сохраняя стилистических особенностей оригинального высказывания. С синтаксической точки зрения косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом, где роль главного предложения играют авторские слова.
Придаточное предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к сказуемому с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных изъяснительных, как что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда, когда, откуда, какой, который и пр.
Союз что указывает на то, что говорящий уверен в достоверности информации, и употребляется при замене повествовательного предложения чужой речи: Мне сказали, что пора собираться в дорогу.
Союзы будто, как будто указывают, что говорящий сомневается в точности передаваемой информации: Вчера рассказывали, будто перед этим он выпил целый бочонок вина.
Относительные слова что, какой, где, когда, куда и пр. употребляются при замене вопросительного предложения прямой речи: Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются относительно человека, передающего чужую речь:
- Тогда он сказал, что вернётся через час. – Тогда он сказал: «Вернусь через час».
- Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером. – Она попросила: «Зайди за мной вечером».
Обращения, междометия, звукоподражания и т. п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу: Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» – Я окликнул его и спросил, не заблудился ли он.
Иногда в косвенной речи сохраняются дословные выражения чужой речи. На письме это передаётся с помощью кавычек.
ЦИТАТЫ И СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ
Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты – это один из видов прямой речи в русском языке. Цитирование можно применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путём ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность. Благодаря цитированию автор имеет возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых исследований.
Способы цитирования.
В русском языке существуют три основных способа цитирования.
- Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти»? либо «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», – так говорил Юлий Цезарь.
- Ввести цитату можно и с помощью косвенной речи с применением союза что. Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы: Ф. Раневская говорила, что «одиночество – это состояние, о котором некому рассказать».
- Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками: Как говорил Гораций, «Гнев – это кратковременное безумие» либо Л. Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
- Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки:
А. Грибоедов «Горе от ума»
Что может предоставить мне Москва?
Сегодня бал, а завтра два.
Основные требования к цитированию.
- Цитируемый текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.
- Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.
- Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты важно следить за логической завершенностью выражения.
- В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.
- Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав – ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник.
-
Предложение, соответствующее схеме:
«П, – а, – п».
-
Схема, соответствующая предложению:
Скажите спросила его Елена между вашими товарищами были замечательные люди
-
Схема, соответствующая предложению:
«Из всех моих сражений говорил позже Наполеон самое ужасное то которое я дал под Москвой».
-
Предложение, соответствующее схеме (знаки препинания не расставлены): «П!» – а.
-
Предложение с пропущенным знаком препинания
-
Знаки препинания, пропущенные в предложении с прямой речью:
«Спасибо, что все это рассказал» глухим голосом сказал Олег.
-
Схема, соответствующая предложению:
Отпусти его шепнул я на ухо Бирюку я заплачу за дерево.
-
Схема, соответствующая предложению:
Вы здесь спросила она А мы вас ищем.
-
Косвенная речь в предложении
-
Схема, соответствующая предложению:
Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик.
-
Правильный вариант расстановки знаков препинания
-
Пропущенный знак препинания в диалоге:
– Кто это – спросил звучный голос.
– А ты кто сам?
– Я здешний лесник.
-
Пропущенный знак препинания в диалоге:
Павел прислушался:
Это кулички летят, посвистывают.
Куда ж они летят?
А туда, где, говорят, зимы не бывает.
А разве есть такая земля?
Есть.
Далеко?
Далеко, далеко, за тёплыми морями.
-
Пропущенный знак препинания в диалоге:
– Можно я вас буду писать? – спросила девушка.
– Как это – не понял старик.
– Рисовать вас.
-
Пропущенный знак препинания в диалоге:
- А вы, Максим Максимыч, разве не едете?
- Нет-с.
- А что так
- Да я ещё коменданта не видал, а мне надо сдать ему кой-какие казенные вещи...
-
Пропущенный знак препинания в диалоге:
– Я должен извиниться перед вами, Анна Сергеевна. Вы не можете не гневаться на меня.
– Нет, я на вас не сержусь, Евгений Васильевич, – отвечала Одинцова – но я огорчена.
-
Пропущенный знак препинания в диалоге:
– Вон столбовая дорога!
– А строение?
– Трактир, – сказала девчонка.
– Ну, теперь мы сами доедем, – сказал Селифан, ступай себе домой.
-
Правильное пунктуационное и графическое оформление прямой речи
-
«П, – а. – П». Данной схеме соответствует предложение (знаки препинания не расставлены)
-
Господин полковник мягко щёлкнув шпорами и приложив руку к козырьку, сказал Карась разрешите доложить? (поставлена только запятая, не связанная с расстановкой знаков при прямой речи).
Верное оформление данного предложения с прямой речью отражено в схеме
-
Цитата введена с помощью косвенной речи в варианте
-
Он сказал мальчикам (?) «Кажется (?) я заблудился (?) можно сесть?»
В данном предложении пропущены (в порядке следования)
-
Предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение с придаточным
-
Предложение с косвенной речью
-
Предложение, которое пунктуационно можно оформить и как предложение с прямой речью, и как предложение с косвенной речью
-
Прямая речь есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
-
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется
-
Укажите схему прямой речи, которой соответствует следующий текст:
Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», – и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол. (А.С. Пушкин)