
iTest қолданбасын жүктеп алу
Мектеп емтихандарына ыңғайлырақ форматта дайындалыңыз
Предложения с прямой и косвенной речью
В русском языке есть несколько способов передачи чужой речи. Один из этих способов связан с использованием вводных конструкций со значением источника высказывания. Кроме того, для передачи чужих слов используются прямая и косвенная речь.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, переданные без изменения от его имени. Предложения с прямой речью делятся на две части: прямую речь и слова автора. Из слов автора мы обязательно узнаём, кому принадлежат слова, представляющие собой прямую речь, а можем узнать и о том, как, при каких обстоятельствах они произнесены, например: Есенин писал: «Я люблю родину». «Спасибо, что всё это рассказал», – глухим голосом сказал Олег.
В предложениях с прямой речью сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.
Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.
Прямая речь заключается в кавычки. Слова автора могут стоять перед прямой речью и отделяться от неё двоеточием, после неё – и тогда перед ними ставится тире, а первое слово в них пишется со строчной буквы, а также внутри прямой речи – в этом случае слова автора отделяются от прямой речи с помощью тире с двух сторон. В конце прямой речи ставится тот знак, который нужен исходя из того, каким предложением по цели высказывания и по эмоциональной окраске является прямая речь. При этом восклицательный и вопросительный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – за кавычками. Если прямая речь стоит перед словами автора, то вместо точки перед тире ставится запятая.
Если слова автора находятся внутри прямой речи и разрывают её в середине предложения, то после них, перед тире, ставится запятая, а прямая речь продолжается со строчной буквы. Если же слова автора разрывают прямую речь в том месте, где должна была стоять точка или восклицательный либо вопросительный знаки, то после слов автора, перед тире, ставится точка, а прямая речь продолжается с прописной буквы.
В предложениях, где слова автора прерывают прямую речь, кавычки ставятся так же, как в предложениях, где прямая речь не прерывается: открывающие – в начале прямой речи, закрывающие – в конце.
Прямая речь после слов автора:
Схемы
|
Примеры |
А: «П». |
Отец с осуждением произнёс: «Ты опоздала, дочка». |
А: «П!» |
Кто-то громко крикнул: «Эй, посторонись!» |
А: «П?» |
Он спросил: «Вы давно приехали в наш город?» |
А: «П?!» |
Учитель удивлённо произнёс: «И ты, Оля, не решила задачу?!» |
Прямая речь перед словами автора:
Схемы
|
Примеры |
«П», – а. |
«Я влюблена», – шептала снова старушке с горестью она. |
«П!» – а. |
«Да это бунт!» – закричал исправник. |
«П?» – а. |
«Что у тебя стряслось?» – участливо спросил Антон. |
«П?!» – а. |
«Разве это трудно?!» – удивился Михаил Александрович. |
Слова автора внутри прямой речи:
Схемы
|
Примеры |
«П, – а, – п». |
«Вот ваша книга, – сказала библиотекарь, – читайте». |
«П, – а. – П». |
«Заходите, – пригласила мама. – А Саша вас не дождался». |
«П, – а, – п?» |
«А скажи-ка, – обратился ко мне учитель, – не забыл ли ты прочитать роман «Война и мир» Толстого?» |
«П! – а. – П». |
«Где уж ему читать! – воскликнул отец. – У него времени нет». |
«П! – а. – П!». |
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!» |
«П? – а. – П». |
«Куда ты? – спросил Иван. – Меня послали за тобой». |
«П?! – а. – П!» |
«Неужели забыл?! – воскликнул отец. – Я так и знал!» |
Косвенная речь – это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.
Прямая речь
|
Косвенная речь |
Мама сказала дочке: «Сегодня на улице холодно». |
Мама сказала дочке, что сегодня на улице холодно. |
Если прямая речь может занимать любое место по отношению к авторским словам, то косвенная речь всегда следует за ними. Придаточная часть, представляющая собой косвенную речь, присоединяется к главной части при помощи союзов и союзных слов что, чтобы, будто, как будто, кто, какой, который, чей, как, где, куда, откуда, зачем, почему и др.
Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене её косвенной речью используется союз что.
Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене её косвенной речью используется союз чтобы.
Если в прямой речи вопросительное предложение, то при замене её косвенной речью возможны два случая:
а) вопросительные местоимения и наречия (если они есть в прямой речи) сохраняются в косвенной речи в роли союзных слов;
б) косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза (при отсутствии в прямой речи вопросительных местоимений и наречий).
Прямая речь
|
Косвенная речь |
Он сказал: «Я выполню эту работу за два дня». |
Он сказал, что выполнит эту работу за два дня. |
Учитель сказал: «На следующий урок принесите тетради для контрольных работ» |
Учитель сказал, чтобы на следующий урок мы принесли тетради для контрольных работ. |
Подошли они ко мне и спросили: «Как доехать до краеведческого музея?» |
Подошли они ко мне и спросили, как доехать до краеведческого музея. |
Она спросила Иванова: «Вы принимали участие в велопробеге?» |
Она спросила Иванова, принимал ли он участие в велопробеге. |
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь
|
Косвенная речь |
Она сказала: «Я помогу тебе». |
Она сказала, что поможет мне. |
Он сказал: «Подай книгу». |
Он сказал, чтобы я подал книгу. |
Она спрашивает: «Когда ты придёшь?» |
Она спрашивает, когда я приду. |
Я спросил: «Ты был вчера в школе?» |
Я спросил, был ли ты вчера в школе. |
Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь
|
Косвенная речь |
Она часто говорила: «Ах, какая ты внимательная!» |
Она часто говорила, что я очень внимательная. |
-
«Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» сказал Ваня с досадой.
Знак, пропущенный в данном предложении, – это
-
Гуси летят с удовольствием говорит Ростовцев Сейчас целый косяк видел. Данное предложение соответствует схеме:
-
Косвенная речь оформлена неправильно в предложении:
-
Мишка кричит Здорово получается
Данное предложение соответствует схеме:
-
Ну, мне пора заторопила Анна Мне надо на завод. Данное предложение соответствует схеме:
-
Он сказал мальчикам (?) «Кажется (?) я заблудился (?) можно сесть?»
В данном предложении пропущены (в порядке следования)
-
Предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение с придаточным
-
Предложение с косвенной речью:
-
Предложение, которое пунктуационно можно оформить и как предложение с прямой речью, и как предложение с косвенной речью:
-
Прямая речь есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
-
Пушкин писал Чаадаеву «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Знак, пропущенный в данном предложении, – это
-
Хорошо сказал я мне остается только согласиться с вами. Данное предложение соответствует схеме:
-
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется
-
Чужие слова переданы с помощью косвенной речи в предложении
-
Дополнение отвечает на вопросы
-
Дополнение является прямым в предложении:
-
Предложение с косвенным дополнением
-
Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать еще одну лекцию. Предложение осложнено
-
Определите способ оформления чужой речи в предложении:
Мой брат сердито сказал, чтобы я оставался дома.
-
Предложение с цитатой
-
Союз, при помощи которого придаточные предложения, включающие косвенную речь, присоединяются к главному
-
Схема предложения: Какое число у нас сегодня спросил он вдруг, не обращаясь ни к кому
-
Схема предложения: Кто вы такие в страхе спросила Женя
-
Схема предложения: Мальчик ответил Я дал честное слово
-
Схема предложения: Нам придется здесь ночевать сказал он В такую метель через горы не перейдешь
-
Схема предложения: Теперь не пропаду подумал я тропинка куда-нибудь приведет
-
Схема предложения: Узнала воскликнул
-
Схема предложения: Что будут читать мои правнуки писал Лев Толстой
-
Укажите предложение с косвенной речью.
-
Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены).
-
Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены).
-
Укажите схему предложения: Алена говорит Завтра буду обязательно
-
Форма предложения с косвенной речью – это