Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Культура Казахстана в XVIII в.

Конспект

Изучение Казахстана российскими учеными.

С принятием казахами российского подданства активизировался процесс изучения края. Исследованиями занимались как научные учреждения, так и отдельные лица. Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе казахского фольклора, генеалогии и этнографии.

Российские исследователи работали в Казахстане, исходя из интересов колониального освоения края. Инициатор создания Киргиз-кайсацкой экспедиции И.К. Кириллов оставил после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах», в котором подробно описал казахские и каракалпакские земли: природные условия, полезные ископаемые и торговые пути. 

Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII в., связаны с именем М.В. Ломоносова. Он был инициатором организации научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт. В 1768–1774 годах одну из таких экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспытатель П.С. Паллас. Марштут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Данная работа содержит ценные материалы об истории и этнографии казахского народа. 

Исследователь И.Г. Гоерги организовал самостоятельную экспедицию по территории Казахстана. В 1796 году он подготовил и опубликовал обстоятельную работу «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», содержащую ценнейшие сведения о быте, культуре, обычаях и обрядах, а также об особенностях хозяйственной жизни местного населения.

Громадное научное наследие по истории и этнографии Казахского края оставил выдающийся исследователь П. Рычков. Его труды «Топография Оренбургского края», «История Оренбургского края», написанные в 1730–1750 гг., впервые осветили наиболее сложные проблемы истории Казахстана. Благодаря этим трудам П.И. Рычков пользовался уважением М.В. Ломоносова и стал первым членом-корреспондентом Российской Академии наук.

Его сын составил «Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 году», содержащие оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. Н.П. Рычков первым подробно описал бегство волжских калмыков через казахские степи, а также неплохо сохранившуюся могилу хана Младшего жуза Абулхаира.

Военная экспедиция князя Александра Бекович-Черкасского 1714–1717 годов имела большое значение для изучения территории Западного Казахстан, но закончилась неудачей. Более удачной оказалась экспедиция И.Д. Бухгольца, организованная, как и экспедиция А. Бекович-Черкасского, по распоряжению Петра I. В ее составе было несколько пленных шведских офицеров-картографов, которые собрали ценный материал о расположении казахских жузов.

Очень ценный историко-картографический материал был составлен пленным шведом И.Г. Ренатом. Его «Карта Джунгарии» была опубликована в 80-х годах XIX века в «Записках Русского географического общества» В. Веселовским, известным исследователем Казахского края.

Ценные картографические материалы о Казахстане содержатся в «Путевых отчетах» капитана В. Урусова и майора И. Лихарева.

Главной целью академической экспедиции Г.Ф. Миллера было изучение истории Сибири. Г.Ф. Миллера прозвали отцом Сибирской истории. Он изучил архивные материалы Тюмени, Тобольска и Барнаула. Его «Сибирская история» заключает в себе весьма ценные данные, особенно о казахских родах Среднего жуза. 

Много интересных сведений о казахах дает посольство майора Карла Миллера в Джунгарию в 1742 году. К. Миллер принял активное участие в освобождении султана Абылая из джунгарского плена. Во время своего движения через казахские земли от Орской крепости к ставке Галдан-Цэрэна он составил карту с подробным географическим описанием своего маршрута.

Многие ученые, посланники царского правительства, собирали разнообразные сведения о казахских жузах. О Среднем жузе писал И. Андреев. О Младшем жузе оставил сведения Я. Гавердовский.

Казахская литература

Актамберды-жырау (1675–1768 гг.) – казахский батыр, певец походов, военачальник, общественный деятель. Он отличился в сражениях против среднеазиатских государств, был одним из организаторов борьбы против джунгарских завоевателей. Актамберды-жырау воспевал подвиги батыров Кабанбая (Дарабоза) и Богенбая. В 1738–1752 годах он участвовал во всех сражениях с джунгарами. В 1742 году был представителем на собрании глав родов Среднего жуза в Оренбурге, где была дана присяга на верность России. Актамберды-жырау похоронен на территории современного Абайского района Восточно-Казахстанской области.

Татикара-жырау (1705–1780 гг.) происходил из бедной семьи. Расцвет его творчества приходится на вторую половину XVIII века. Татикара воспевал подвиги легендарных батыров, боровшихся за свободу родины. Он был близок к хану Абылаю, принимал участие во многих событиях, происходящих в Среднем жузе. Из его поэтического наследия мы знаем, как Абылай воспринял смерть батыра Богенбая.

Бухар Калкаманулы (1693–1787 гг.) родился и вырос на территории современного Баянаульского района Павлодарской области, у подножья горы Далба. Его отец Калкаман батыр стал популярен в народе благодаря личной отваге и храбрости. В народе он был известен как святой – «комекей аулие». Бухар-жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае. Он был его ближайшим и верным советником, соратником. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля. Бухар-жырау отличался в тем, что всегда говорил правду в лицо. Основная тема сочинений Бухар-жырау – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и сплоченности. Он мечтал о том дне, когда Казахстан станет сильным, централизованным и полностью независимым государством.

Одним из современников и близких по духу к Бухар-жырау был Умбетей-жырау Тулеулы из рода канжыгалы. Он участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были созданы жок-тау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая.

 

 

 



Вопросы
  1. Образы Абылай хана, Богенбай батыра и других ярких личностей XVIII в. занимают центральное место в произведениях

  2. В народе он был известен как святой «комекей аулие»

  3. Народный трибун, который был одним из влиятельных биев при хане Абылае, его ближайший и верный советник, соратник

  4. Создал научный труд о Среднем жузе в XVIII в.

  5. Подробно охарактеризовано состояние населения казахских степей в работе «Путешествие по различным провинциям Российского государства»

  6. В ХVIII в. акын, который участвовал во всех сражениях с джунгарами, в 1742 году был представителем на собрании глав родов Среднего жуза в Оренбурге, где была дана присяга на верность России

  7. Историко-картографический материал, составленный И.Г. Ренатом, пленным шведским офицером

  8. Ученый, прозванный отцом Сибирской истории

  9. Майор, принявший активное участие в освобождении султана Абылая из джунгарского плена. Его Посольство в Джунгарию  в 1742 году дает много интересных сведений о казахах.

  10. Военно-походная экспедиция подполковника И.Д. Бухгольца была организована по личному распоряжению

  11. Представитель(-и) казахской поэзии XVIII в.

  12. Исследователю П. Рычкову принадлежит(-ат) труд(-ы)

Сообщить об ошибке