Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Религия и культура. Распространение ислама в X – начале XIII вв.
Доисламские верования.
По сведениям археологических исследований, на юге и юго-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования. Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн – бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов в доме. Широко был распространен культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени. Баран использовался как жертвенное животное. Важную роль баран играл в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега-тотема. Так, при раскопках присырдарьинских средневековых городов была найдена посуда с изображениями баранов и птиц. Навершия крышек были сделаны в виде барана с рогами. Среди изображений на крышках – птицы, среди которых можно определить петуха с характерным гребешком. Такие крышки посуды часто встречаются при раскопках городов Отрар, Куйрыктобе и Оксус.
В период раннего Средневековья тюркоязычные племена поклонялись огню, природе и кок бори. У них существовали различные божества. Тенгри – культ неба. Считалось, что каганы являются посланниками небес на земле; победы и поражения, благополучная жизнь зависит от них. Умай – женское божество, покровительница очага и детей. Одной из традиций религиозных верований в Cредние века являлось поклонение огню. Так, например, при раскопках городов Куйрыктобе и Отрар в зажиточных домах археологи обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XI–XII векам. Ученые связывают их с культом поклонения огню. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана. Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по-прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и др. Например, при раскопках городища Актобе в Жамбылской области были обнаружены остатки винодельни, принадлежавшей христианам несторианского толка, в сооружении которой использовался обожженный кирпич с изображениями крестов. Буддийские храмы есть в городах Чуйской долины Ак-бешим и Суяб (VII–VIII вв); подземный монастырь – недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины с сюжетами буддийской иконографии являются памятниками буддизма в Южном Казахстане и Семиречье.
Влияние исламской религии на развитие культуры.
Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, затем в 714 году – Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737–748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками. В X–XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия – ислам.
В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. Снчала исламская религия в основном распространялась в городах. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведенных в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу, тогда они стали обязательными городскими сооружениями. Это полностью подтверждено археологическими раскопками. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Мечети начали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. Так, например, в 4-5 километрах южнее Отрара, близ зимовки Байылдыр, найдены и исследованы остатки мечети Жума. Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере. К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне. Со второй половины IX–X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов: умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг. Ранние мусульманские некрополи были открыты в Отрарском оазисе (IX–X вв.). В XI-XII вв. группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. А нам известно, что по мусульманскому обряду умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди. Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним. Cогласно исламской религии, это запрещалось. Во второй половине XII века среди представителей знати кыпчаков и простого кыпчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном городе кыпчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь жили многие известные ученые-богословы, в частности Хисамаддин аль-Сыгнаки. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки на территории Казахстана.
-
В культовых воззрениях казахов жертвенное животное и оберег
-
В городах Чуйской долины Ак-бешиме и Суябе (VII–VIII вв.) обнаружены
-
Южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети
-
Религия, оказавшая благотворное влияние на развитие городской культуры на территории Казахстана в Х–ХІ вв.
-
Сын Сатук Богра-хана Муса Богра-хан объявил ислам государственной религией
-
Событие, которое сыграло огромную роль в распространении исламской религии
-
Аль-Макдиси сообщает о соборной мечети в
-
Арабский полководец Кутейба ибн Муслим захватил Бухару
-
Зороастризм возник в
-
Арабский полководец Насыр ибн Сейяр завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана
-
Государство(-а) домонгольского периода, провозгласившее(-ие) ислам государственной религией
-
В IX–X вв. среди тюрков широкое распространение получила(-и) религия(-и)