Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Развитие архитектуры и строительства в X – начале XIII вв.
Декоративно-прикладное искусство.
Этот вид искусства начал широко развиваться в Средние века. Оно применялось при обработке и украшении посуды, металлических изделий и в строительстве. Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). Часто мастера украшали поверхности стены кладкой кирпича «на ребро», создавая определенный рисунок. Так зародился способ фигурной кладки с использованием обожженного кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая из общей кладки, мастера получали разнообразные орнаментальные и световые эффекты. С XI века широко стал применяться резной и шлифованный кирпич – прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины), нашедшей широкое применение в XI–XII веках. В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных. Например, при раскопках в городе Кызылозен были найдены терракотовые плиты с рельефным оттиском льва. Декоративное искусство широко применялось в архитектуре и строительстве казахского народа позднего Средневековья, оно использовалось при украшении величественных куполов, нанесении орнаментов и т.д.
Архитектурно-строительные комплексы.
В Х–XII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения. Строительный стиль был связан с расширением распространения на территории Казахстана исламской религии. Поэтому внешний вид объектов зодчества в Средней Азии и Казахстане был схожим. Архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. Особое распространение получили религиозные сооружения. Архитектурное ядро их состояло из монументальных построек, располагавшихся компактно или по краям площадей. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а также бань и др.
Мечети – это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, а также для отправления исламских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до настоящего времени. Среди них – являвшийся в свое время соборной мечетью минарет Боран. Он предположительно был построен в конце X или начале XI веков, когда население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию. Возле минарета были найдены остатки шатрово-купольного перекрытия. Изнутри минарет украшали роспись и резьба по ганчу, окрашенному в оранжево-красные тона. При раскопках города Куйрыктобе были обнаружены остатки наиболее ранней мечети. Ее Размеры – 36,5 x 20,5 квадратных метров, она была построена из обожженного и сырцового кирпича. Остатки аналогичной мечети найдены и при раскопках городища Орнек под Таразом.
Мавзолеи – это крытые монументальные надгробные сооружения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохранили мавзолеи Бабаджи хатун и Айша-Биби, возведенные в X-XII веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза.
По легенде, Арыстан-баб (святой) был наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Приставкой к именам духовных исламских наставников-судиев в среднеазиатских городах Отрар, Сайран, Пасы было слово «баб» (баба). Святым Арыстан-баба признал народ.
Мавзолей Бабаджи хатун – это прекрасное купольное сооружение с квадратными порталами из обожженного кирпича. Внутри и снаружи с четырех сторон имеются ниши. Вход обращен к востоку. Мавзолей перекрыт шатрообразным куполом, поставленным на низкий многогранный барабан. Время возведения сооружения – X–XI века. Расположенный рядом мавзолей Айша-Биби сохранился частично. Внутри мавзолея сохранилось небольшое надгробие ступенчатой формы из обожженного кирпича. Время возведения мавзолея – XI–XII века.
В Средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань. В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань XI–XII веков. Хотя стены их не сохранились, внутренняя планировка хорошо просматривается. Общая площадь – 11,5 x 16,5 м. Имелись помещения для мытья, раздевалка, комната для отдыха. Баня имела топку для обогрева воды и цистерны с водой, а сточная вода по трубам выводилась наружу в водозаборную яму. Планировка бани имеет сходный вариант с банями в Средней Азии, на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке. Южнее бани находились две прачечные пристройки. В одном помещении был тандыр (очаг). Видимо, здесь для посетителей готовили чай. Вторая баня в Отраре находилась в северной части города, в 200 метрах от въезда в город. Планировка этой бани совпадает с первой. Однако, судя по ее примитивности, она была предназначена для простых, бедных людей. Две бани раскопаны и в Таразе. Первая, размером 13,4 x 12,4 м, имела 7 помещений различного назначения. В ней хорошо сохранились система жаропроводящих каналов, суфы для сидения, корыто для воды, ниши, полихромные росписи, украшавшие стены. Вторая баня была расположена недалеко от первой. Она так же отапливалась, как и первая, системой жаропроводящих каналов. Эти две бани обеспечивались водой, поступающей по каналу с гор. А в Отраре для нужд бань использовалась колодезная вода. Аналогичная восточная баня действовала и в городе Туркестан до 60-х годов XX века. Она находилась рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи. В настоящее время она превращена в музей. По проекту восточных бань построена баня «Арасан» в Алматы, являющаяся местом отдыха и оздоровительным центром.
-
Очаг (печь) в жилых зданиях средневековых городов Х–ХІІ веков
-
Остатки мечети, построенной из обожженного и сырцового кирпича, найдены при раскопках городища Орнек под
-
Минарет Боран предположительно был построен
-
Мавзолей Айша-Биби расположен около города
-
Две бани в Таразе обеспечивались водой, поступающей по каналу с гор, а в Отраре для нужд бань использовалась
-
Терракотовые плиты с рельефным оттиском льва были найдены в городе
-
Мавзолеи – это
-
Ганч – это
-
Мавзолей Бабаджи хатун расположен возле города
-
В Х–ХII вв. особое распространение в архитектуре городов Казахстана получили
-
Мавзолей(-и), расположенный(-е) в окрестностях Тараза
-
Остатки восточных бань были найдены в