Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Развитие науки и образования в X – начале XIII вв.

Конспект

Развитие науки.

Начиная с X века, в Южном Казахстане ста­ла широко распространяться исламская религия, поэтому все ли­тературные и научные произведения стали писать на арабском язы­ке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались мед­ресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и об­разование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, пи­савший труды арабским письмом.

Абу Насыр аль-Фараби (870–950 гг.) ро­дился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар). Здесь он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфагане, Баг­даде и Дамаске. Он был ученым-философом, му­зыкантом, математиком с прогрессивным на­учным мировоззрением. Аль-Фараби был на­зван «вторым учителем» после Аристотеля.

Абу Райхан аль-Бируни (973–1050 гг.) – ученый-энциклопе­дист. Знаменитый ученый своего времени, он продолжил научные тра­диции Абу Насыра аль-Фараби, Габбаса аль-Жаухари. Он автор свыше 150 научных трудов по истории, ма­тематике, географии, астрономии, медицине и другим отраслям науки. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звез­дах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые па Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентриче­скую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения.

Развитие языкознания.

Махмуд Кашгари (1030–1090 гг.), пол­ное имя – Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашга­ри. Полу­чив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. Свободно владея арабским языком, приобретенные знания он на­правил на изучение языка родного народа. Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд включает в себя слова тюркских племен Сред­невековья. По словам самого ученого, перед тем как писать свой труд, ученый объездил все города и все тюркские племена. Извест­ный русский ученый А.Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Кашгари преследовал одну цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже и не хуже арабского. А другой ученый-тюрколог Н.А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравни­тельном изучении тюркских языков был пер­вопроходцем среди исследователей.

Юсуф Баласагуни (1021–1075 гг.) ро­дился в городе Баласагун на реке Чу. Пол­ное имя – Юсуф (Жусип) Хас Хажип Бала­сагуни. Он известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Ученый начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул великий хасхажип, что означает «глав­ный везир».

Литература.

Одним из представителей вновь за­рождающейся литературы являлся видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки. Годы рождения и смерти Ахмеда Иугнеки не­известны. Настоящее имя – Адиб Ахмед Махмудулы. Его род­ной город – Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан. Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его зна­менитая книга «Дар истины».

Ходжа Ахмед Йасауи (1103–1167 гг.) родился в городе Сайрам. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась до­черью шейха Мусы (в некоторых источниках она именуется Карашаш). С детских лет он жил в городе Туркестан (другое назва­ние – Йасы), поэтому принял приставку к имени Йасауи. Затем учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан. Он был проповедни­ком исламской религии в Казахстане и продолжателем дела своего учителя Арыстан-баба. Ходжа Ахмед Йасауи в народе стал изве­стен как автор сборника стихов «Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости»). Она написана на тюркском языке арабским алфавитом. В этом труде автор проповедует любовь к все­вышнему, смирение и аскетизм, призывает лю­дей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Поэт беспощад­но бичует несправедливость окружающего мира и изворотливых и алчных подхалимов.

Одним из великих поэтов был ученик Ходжа Ахмеда Йасауи Сулеймен Бакыргани, известный в народе как Хаким-ата. В своих стихах поэт воспевал добрые челове­ческие отношения между людьми. В период широкого распространения ис­ламской религии на юге Казахстана появилась поэма акына Али «Жусуп – Злиха».

Таким образом, в Х–ХII веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литератур­ные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.

 

 

 



Вопросы
  1. Автор труда «Диуани лугат ат-тюрк»

  2. Научный труд Юсуфа Баласагуни

  3. Автор труда «Акыр заман» («Конец света»)

  4. Свой труд подарил кагану Сулейману Арслану

  5. Сулеймен Бакыргани известен в народе как

  6. В период широкого распространения ис­ламской религии на юге Казахстана появилась поэма «Жусуп–Злиха»

  7. Годы жизни Абу Насыра аль-Фараби

  8. «Диуани лугат ат-тюрк» это

  9. «Диуан-и-хикмет» – это

  10. «Кудатгу билик» – это

  11. Выберите верные факты о Юсуфе Баласагуни

  12. Труд(-ы) Абу Райхана аль-Бируни

  13. Произведение(-я) Махмуда Кашгари

Сообщить об ошибке