Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Познавательное отношение к миру
- Проблема познаваемости мира
Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знаний, человек стал еще в глубокой древности, когда осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Возникла теория познания (гносеология).
Гносеология (от греч. gnosis – «знание, познание») – философская дисциплина о познании окружающего мира. Гносеология сформировалась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. В гносеологии основополагающими понятиями являются субъект и объект познания, знание и познание.
Субъектом познания является тот, кто осуществляет целенаправленную познавательную деятельность. Это тот, кто познает что-либо. Им может быть человек или общество в целом. Объектом познания является то, на что направлена познавательная деятельность (то, что познается, например, книга, человек, природа в целом). Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает и идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.
Проблема, над которой веками размышлял человек, – насколько возможно познание, т. е. познаваем ли мир в принципе? В попытках ответить на него в истории философии обозначились три основных подхода: скептицизм, агностицизм, оптимизм (гностицизм). Скептицизм (от греч. skeptikos – «размышляющий, исследующий») – выражение сомнения в истинности положений, уже давно ставших общепризнанными и даже аксиомами. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, что является шагом к истине. Но сомнение, способствующее постижению истины, должно быть, по выражению Л.Н. Толстого, «философски пытливым сомнением». В 1869 г. английский биолог Томас Гексли назвал свою философскую позицию агностицизмом. Агностицизм (от греч. agnostos – «непознаваемый») – учение, отрицающее возможность познания человеком мира. Согласно этой точке зрения, мир доступен человеческому познанию лишь частично либо недоступен совсем. Сторонники гностицизма оптимистично смотрят на настоящее и будущее познания. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. В противовес абсолютному агностицизму выступают философские течения, которые вместе составляют познавательный оптимизм, признающий принципиальную познаваемость мира.
Познавательная деятельность включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью пяти органов чувств. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. Ощущение представляет собой отображение какой-либо одной качественной стороны предмета, и возникает оно на основе воздействия внешнего предмета на органы чувств. Восприятие есть целостный образ отображаемого объекта, и оно возникает на основе совместной работы нескольких органов чувств. В основе восприятия лежит сочетание различных видов ощущений. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом, то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств.
Рациональное познание (от лат. ratio – «разум») – это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Сущность вещей познается только с помощью мыслительной деятельности человека. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие есть форма человеческого мышления, отражающая общие закономерные связи, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме в виде отдельных слов, терминов, словосочетаний, обозначающих классы объектов. Образование понятия – это сложный процесс, в котором осуществляются такие операции, как сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, несущественных). Каждая наука имеет свою обширную систему понятий, которая называется понятийным аппаратом. Суждение – это форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это такая форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Высшей формой логического мышления является умозаключение. Оно основано на логической связи суждений. Умозаключение – форма мышления, позволяющая из известных нам суждений вывести новое суждение.
Успешное использование результатов познания в практической деятельности может быть осуществлено только в том случае, если полученные знания обладают достоверностью, т. е. являются истиной. Истина – соответствие знаний предмету, действительности. Признаки истины:
- Объективность истины – независимость истины от вкусов и желаний человека и человечества.
- Истина – это единство объективного и субъективного.
- Истина есть процесс.
- Истина всегда конкретна.
Под абсолютной истиной понимается знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Под относительной истиной понимается такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается дальнейшему уточнению.
Истина на всех этапах своего развития неразрывно связана со своей противоположностью – заблуждением. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.
Проблема критерия истины всегда была центральной в теории познания, так как выявление такого критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. В качестве критерия истины выступает практика, т. е. материальная деятельность, понимаемая как общественно-исторический процесс. Вторичными критериями истины принято считать принцип простоты и непротиворечивости теории; принцип красоты и изящества; принцип плодотворности и эффективности.
-
Научное познание
Наука – это вид деятельности человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Наука зародилась в древности. Однако лишь в XVI–XVII вв. в странах Западной Европы она превратилась в силу, во многом способствовавшую становлению и развитию индустриального общества.
Понятие «метод» (от греч. methodos – «путь к чему-либо») означает определенный путь, способ, прием решения какой-либо задачи теоретического или практического характера. Понятие о методе стало разрабатываться с XVII–XVIII вв. С тех пор развивается целая область философского знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией («учение о методах»). Методы научного познания подразделяются на частные, общенаучные и всеобщие (философские) методы. Частные методы применимы в узкой области конкретных исследований и тесно связаны с качественной спецификой исследуемых объектов. Общенаучные методы применяются в гораздо более широкой сфере научных исследований. К ним относятся анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Самыми известными в истории познания всеобщими философскими методами являются диалектика и метафизика. Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и методом познания. Ее особенностью является то, что объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно. В научном познании различают два уровня: эмпирический и теоретический. Одни из общенаучных методов характерны только для эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только для теоретического (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как для эмпирического, так и для теоретического уровней.
Исходным методом эмпирического познания, позволяющим получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности, является наблюдение. В процессе наблюдения исследователь использует такие операции, как сравнение и измерение. Более сложным методом является эксперимент. Под ним понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств.
Анализ – разделение объекта (мысленно или реально) на составные части в целях их отдельного изучения. Синтез начинается после того, как заканчивается анализ. В нем производится соединение составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. Синтез раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь. Если метод индукции заключается в движении мысли от единичного к общему, то дедукция означает движение мысли в противоположном направлении – от общего к частному.
-
Дисциплина о познании окружающего мира
-
Форма мышления, позволяющая из известных нам суждений вывести новое суждение
-
Метод познания, при котором объект делится на составные части с целью их отдельного изучения
-
Формы рационального мышления человека