Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Человек и его мировоззрение
- Понятие мировоззрения
Мировоззрение – совокупность взглядов и убеждений, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. Философ и гуманист ХХ века Альберт Швейцер писал: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Мировоззрение – это общественное и историческое явление. Оно возникает с появлением общества. Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Первые две формы мировоззрения связаны с эмоционально-чувственной сферой человека. Миропонимание представляет собой сплав разума и веры человека, его убеждений и оценок. Эта форма складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности. В структуре мировоззрения выделяют несколько компонентов: знания; убеждения и верования; ценности и нормы; эмоционально-волевой компонент. В мировоззрении формируется целостное понимание человеком мира и самого себя.
Итак, мировоззрение – это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Это сложное явление социальной жизни, которое находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).
История развития человечества знает несколько типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
К дофилософским формам мировоззрения относятся мифология и первобытная религия. Мифологическое мировоззрение было порождено неумением древнего человека объяснить природные явления и стихии. В то же время мифы были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества древнего мира. Религиозное мировоззрение в ранних, неразвитых формах практически сливается с мифологией. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную идейную и понятийную основу. Религия – это форма мировоззрения, основу которого составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Религиозное мировоззрение в форме трех мировых религий – буддизма (VI–V вв. до н. э.), христианства (I в. н.э.) и ислама (VII в. н.э.) – до настоящего времени широко распространено в разных странах мира.
Философия – это самый поздний в историческом развитии тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Первоначально философская мудрость проявляет себя в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии зарождаются на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. Философия возникает в период кризиса мифолого-религиозного сознания.
Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство. В религии систематизированы ценностные подходы, а искусство явилось профессиональным осуществлением образного мышления и эстетической деятельности. На долю философии выпало рациональное познание. Первые из известных философских учений появляются в VII–VI вв. до н. э. практически одновременно в трех различных регионах – в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.
По глубине знания в мировоззрении выделяются два уровня – жизненно-практический и теоретический. Первый уровень мировоззрения отличается тем, что в его основе лежит рассудок, здравый смысл, который складывается на основе обыденного, повседневного опыта людей. На втором, теоретическом, уровне мировоззрения господствует философия и наука. Здесь ценятся прежде всего знания, полученные путем научных экспериментов и философско-теоретических обобщений. В структуре мировоззрения философия занимает центральное место, выполняя свою мировоззренческую функцию. Философия представляет собой систему наиболее общих понятий о мире, о месте человека в нем. С появлением философии произошел переход на другой, более высокий уровень мировоззрения – теоретический, рациональный. Такой переход называют переходом «от мифа к логосу». «Логос» на греческом языке означает «слово», «закон», «учение». Переход сознания человечества от мифа к логосу был связан с попытками поиска закономерностей в окружающем мире, с созданием первых теорий.
-
Исторические типы мировоззрения
В мифологии отразилась неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. «Миф» в переводе с древнегреческого языка означает «слово», «рассказ». Мифы – это рассказы о деятельности предков, богов, героев, о происхождении мира, различных природных явлений и общественных установлений – норм, обычаев, правил поведения. Мифы для древнего человека представляли такую же реальность, как научные теории для современника.
С мифологией тесно связана религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадало. Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы. Латинский термин religio первоначально означал, по разным толкованиям, «благочестие, святыня», также «собирать, благоговеть» и «связывать, соединять». Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Основная функция религии – это иллюзорная компенсация проблем. Сначала религиозные системы являются политеистическими, в которых существует много различных богов. Но в дальнейшем, с централизацией государства, в этих системах выделяется главное божество, понижающее статус остальных. Так возникает монотеизм.
Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Ей присущи следующие черты.
- Ее исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру.
- Она изучает предельные основания мироустройства.
- Основным средством познания является умозрение и интуиция.
- Ее эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика.
- Она сочетает в процессе изучения действительности гамму подходов.
Древнегреческое слово «философия» означает «любовь к мудрости». Объектом философии (т. е. то, на что направлено философское познание) выступает вся Вселенная. Философия изучает не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным вещам и явлениям мира, а наиболее общие для всех вещей и явлений свойства, отношения и связи. Предметом философии (то, что конкретно изучает философия) является всеобщее мировоззрение и отношение к нему человека: коренные условия и причины всего существующего, всеобщие и необходимые законы и формы всякого бытия (существования), всякой жизни, познания и деятельности.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении, об отношении человека к внешнему, окружающему миру, о способности правильно понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Философия имеет три главные темы: мир, человек и его отношение к миру. Философия является третьим, после мифологии и религии, историческим типом мировоззрения.
В сфере философии родились такие дисциплины, как логика (наука о правилах, законах мышления человека), этика (наука о морально-нравственных принципах), эстетика (наука о гармонии и красоте мира), а также социология, психология.
Философия всецело обращена к личности, культивирует в ней душу и разум. Древнеримский мыслитель Сенека считал, что она помогает гражданину при «человеческой слабости обладать бесстрашием Бога». Французский философ XVII века Рене Декарт пришел к выводу, что каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют». Познание человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах древнегреческого философа Сократа: «Познай самого себя».
В процессе исторического развития философии были выделены три основных принципа, характеризующие «родовую» сущность человека: одушевленность, деятельность, социальность.
-
Совокупность взглядов и убеждений, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение
-
«Познай самого себя», – говорил древнегреческий философ
-
Всеобщее мировоззрение и отношение к нему человека является предметом