Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Проблема человека

Конспект
  1. Происхождение человека

По определению ученых, придерживающихся материалистических позиций, человек рассматривается в генетической связи с другими формами жизни и выделяется из животной среды способностью создавать средства труда, членораздельной речью, мышлением и наличием сознания. Проблемой человека занимаются различные науки: антропология, социология, этнология, педагогика, анатомия, физиология, психология. Все научные определения и формулировки, касающиеся человека, составляют проблему человека. Они включают вопросы о сущности человека, его жизни, причинах возникновения жизни, факторах, выделяющих человека из мира животных, духовном мире, взаимосвязи духовного и физического, современном положении и будущем.

Человек – вид высокоорганизованных живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальная сущность.

В древней китайской, индийской, греческой философии человек характеризуется как часть космоса, своеобразный малый мир. Человек представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

  1. Особенности жизни человека

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности и проявляющиеся в том, насколько индивид быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Большинство ученых врожденные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности относят к предпосылкам развития его способностей, формирование которых происходит в сложной системе взаимоотношений индивида с другими людьми, в процессе выполнения им различных видов деятельности.

Качественный уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность. Талант – совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Существует множество типов и видов талантов (абсолютный слух, способность к художественному творчеству и др.). Многие ученые придерживаются мнения, что талант передается по наследству.

Канадский патофизиолог Г. Селье в своей книге об организации научных работ пришел к заключению, что энергия мышления мозга человека сравнима с физической энергией атомного ядра. То есть возможности человека, с теоретической точки зрения, нескончаемы и безграничны. Психологи отмечают, что даже самые великие ученые используют всего 7–8% своих потенциальных возможностей. Английский математик и философ Бертран Рассел считает, что человека можно научить творчеству, как и любому виду деятельности.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память делится на подсистемы: долговременную, кратковременную и гипотетическую – сенсорную (лат. sensus – «чувство, ощущение»).

Интеллект (лат. intellectus – «познание, понимание, рассудок») – способность человека к мышлению, рациональному познанию. В основном это понятие связывается с умственным развитием личности. Существует понятие определения уровня интеллектуальности человека. Это коэффициент интеллектуальности (IQ) – показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомленности, получаемый на основе различных тестовых методик.

Индивидуальность (лат. individuum – «неделимый») – абсолютно неповторимая, живущая в данной точке пространства в данный момент времени, существенно отличающаяся от других индивидуальностей внутренняя бесконечность. Не бывает двух одинаковых, по всем параметрам повторяющих друг друга людей. Таким образом, индивидуальность характеризуется как совокупность свойственных человеку черт.

Научное понимание индивида основывается на понятии биопсихосоциального организма, рассматривающего человека как совокупность общественных отношений. Человек – социальный индивид, член общества, представитель человечества. Отдельный человек с позиции социальной деятельности является индивидуальным. Индивидуальность определяет собственный мир индивида, его жизненный путь. Каждый человек неповторим по-своему, но вместе с тем он носитель определенной родовой сущности. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса.

Личность (лат. personalitas) – устойчивая система социальных черт индивида, характеризующих его как члена определенного общества или сообщества. В философии личность – человек в качестве социальной индивидуальности, биосоциальное существо, сущность которого составляет совокупность общественных отношений, человек, впитывающий в себя все происходящее в социальной жизни. Нельзя путать понятие личности с понятием индивида. Проблему личности как объекта исследования рассматривают философы, историки, социологи, культурологи, экономисты, антропологи. Основы личности закладываются в семье.

Абай завещал: «Не будь сыном своего отца, будь сыном человека». Мыслители прошлых веков, анализируя понятия общественного сознания, полагая бытие человека абстрактным и неизменным, пришли к выводу, что сущность жизни человека заключается в основных целях его деятельности и идеалах.



Вопросы
  1. Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности

  2. Интеллект – это

  3. Автор труда «Элементарные формы религиозной жизни»

  4. Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности

  5. «Не будь сыном своего отца, будь сыном человека», – призывал

  6. Государство – это

  7. Экономическая сфера общества включает

  8. Принятие конституции и отраслевых законов относится к сфере общественной жизни

  9. В иерархии потребностей человека, разработанной А. Маслоу, наиболее значимыми являются

  10. С греческого языка слово экономика переводится как

  11. Человек выделяется из животной среды

  12. Проблемой человека занимаются науки

  13. Аксиология – это

  14. Логика – это

  15. Наука о морально-нравственных принципах – это

  16. Наука о гармонии и красоте мира – это

  17. Агностицизм – это

  18. Скептицизм – это

  19. Слово «миф» переводится с древнегреческого языка как

  20. В 1869 году английский ученый Томас Гексли ввел термин

  21. Мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков

  22. Метод эмпирического познания, когда исследователь воздействует на объект путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств

  23. Разделение объекта (мысленно или реально) на составные части в целях их отдельного изучения

  24. Общенаучный метод, при котором производится соединение составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа

  25. Общенаучный метод, заключающийся в движении мысли от единичного к общему

  26. Общенаучный метод, заключающийся в движении мысли от общего к частному

  27. В тексте «Все люди смертны. Юлий Цезарь – человек. Следовательно, Юлий Цезарь смертен»  используется метод

  28. Свобода жить включает

  29. Свобода мыслить включает

  30. Свобода действовать включает

  31. Философское направление, признающее чувственный опыт единственным или важнейшим источником человеческого познания

  32. Философское направление, признающее разум основной способностью познания человека

Сообщить об ошибке