Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Деятельность человека

Конспект
  1. Деятельность

Деятельность – специфический человеческий способ отношения человека к миру. Действие – форма жизни человека. Любая деятельность человека имеет свою цель. Деятельность становится реальной движущей силой общества, фактором прогресса, одним из условий жизни общества. Главное отличие деятельности человека от действий животных – в ее целевой направленности и применении орудий труда при ее выполнении. Действия животных, производимые по инстинкту, без цели и средств, нельзя отнести к категории деятельности.

Деятельностьпроцесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу; свойственная только человеку форма активного взаимодействия с окружающим миром. Существует множество классификаций типов и видов деятельности: духовная, материальная, производственная, трудовая и нетрудовая.

Цель – один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей его реализации. Цель проявляется как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Цель человека порождена объективным миром и связана с объективными потребностями, она выступает как внутренний мотив, побуждающий к производству. Цель определяет способ и характер действия человека. Она проявляется как определенный механизм интеграции различных действий в системе: цель – средство – результат.

Мотив (лат. movere – «приводить в движение, толкать») – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.  

Качественная сторона трудовой деятельности человека по созданию новых материальных и духовных благ называется творческой. Творческие виды работ по характеру подразделяются на художественные, научные, изобретательские, конструкционные, организаторские. Платон художественное творчество человека рассматривал как божественную одержимость. Если немецкий философ Ф. Шеллинг считал творчество «синтезом сознательного и бессознательного», Э. Гартман назвал его «животворным дыханием бессознательного», З. Фрейд оценил его как «проявление инстинкта».

  1. Ценности в жизни человека

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. В современной аксиологии (философское учение о ценностях) существуют различные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Ценность рассматривается как: предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; идеал; норма; значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и рассматриваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся: установки, оценки, требования, запреты, выраженные в форме норм. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которой понимается совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Существуют разные способы и принципы классификации иерархии ценностей. Выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь.  

  1. Свобода, необходимость, ответственность

Понятие свободы означает способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохраняя возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков. Свобода как социальная ценность – это возможность соглашаться и отказываться, поворачивать ход событий, устоять и противостоять, ставить цели, оценивая их, и достигать избранных целей. Она бывает экономической и политической. Подлинно демократическое общество гарантирует личности следующие свободы:

  • свободу жить (удовлетворение потребности в пище, одежде, жилье, работе, образовании, медицинской помощи, передвижении, нормальной среде обитания);
  • свободу мыслить (свободу слова, совести, убеждений, мнений);
  • свободу решать (участвовать в принятии решений, в сфере производства, политики, культуры);
  • свободу действовать (участвовать по закону в выборах, управлении, реализации принятых решений, в демонстрациях, митингах, собраниях);
  • свобода личности есть часть свободы общества. Если в обществе нет свободы, то и личность обречена на несвободу.

Свобода личности – это специфический способ бытия человека, связанный с осознанным выбором поведения в соответствии с необходимостью и его реализацией в практической деятельности. Прежде всего, это свобода экономическая. Она в значительной степени является свободой от эксплуатации. Она включает в себя также свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Крайне важна для личности свобода политическая, т. е. такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. Современное цивилизованное общество немыслимо без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства. Свобода духовная – свобода выбора мировоззрения, идеологии, свободная их пропаганда. Особое место в системе духовной свободы занимает свобода совести – свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также право на религиозную или атеистическую пропаганду.

Наиболее существенной характеристикой свободы является внутренняя определенность. К внешней свободе относятся экономическая, политическая, гражданская грани свободы. Внутренняя свобода – это духовная свобода. Это свобода нашего сознания, разума. Вольтер полагал, что духовная свобода заключается в том, чтобы чувствовать себя свободным от всех ограничений. Он свел духовную свободу к вседозволенности, абсолютизации мира страстей и влечений.

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна. Гете говорил: «Не то делает нас свободными, что мы признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными».

Сократ утверждал, что свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом. С античных времен в европейской культуре доминирующим был такой аспект свободы, как свобода воли человека. В XVII в. Спиноза связал проблему такой свободы с проблемой необходимости. Он определил свободу как осознанную необходимость. Гегель дал с идеалистических позиций развернутую трактовку диалектического единства свободы и необходимости. Для Энгельса свобода не только осознанная необходимость, но и еще и действия в соответствии с ней. С позиции диалектического подхода необходимость рассматривается как первичное, а воля и сознание человека – как вторичное, производное. Свобода воли есть необходимое условие любой целенаправленной деятельности, субъекту которой присуще чувство ответственности. Отсутствие свободы воли часто ведет к фатализму, т. е. абсолютизации необходимости, трактовке всякого действия человека как предопределенного заранее.

В качестве ограничителей человеческой свободы выступает также зависимость людей от общественных сил. Социальные и гуманитарные науки устанавливают законы развития общества. Такую грань свободы человека условно можно назвать свободой гносеологической. Гносеологическая свобода может быть определена как способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

Ответственность как философско-этическая категория и понятие морального сознания характеризует моральное качество личности, реализующееся в соответствующих действиях, поведении, переживании. К важнейшим условиям ответственности относятся: самостоятельность, свобода морального выбора, моральная вменяемость.

Что касается философского смысла понятия человеческой жизни, то она представляет собой процесс целостного бытия человека в социуме со всей его индивидуальностью, уникальностью, неповторимостью, т. е. «онтологическая биография» субъекта.  

  1. Человек и культура

Культура – способ организации жизни и деятельности человека, уровень исторического развития общества и человека, проявляющийся в создании материальных и духовных ценностей. Достижения материальной и духовной культуры составляют культурные ценности. К ним относятся техника и оборудование, предметы быта, знания и профессиональное мастерство человека, архивы, музеи, библиотеки, клубы и т. д. Из культурных ценностей наиболее важным является художественное искусство.

К культурным действиям относятся социальные меры, направленные на созидание, распространение, потребление культурных благ. Источником, движущей силой таких действий являются культурные потребности человека. К культурным потребностям относятся: поиск сути и смысла жизни, попытка найти свое место в жизни, стремление к творчеству, гуманизму.

Культурная среда – существующая на определенной территории социальная группа, создающая, распространяющая и использующая культурные ценности. Культурная среда связана с культурными коммуникативными отношениями. Она состоит из организаций и коллективов, оснащенных вещественно-материальными ценностями, учреждений духовной деятельности.

Обычаи – источник языка и культуры, форма существования культуры, передаваемая из поколения в поколение. Обычаи и традиции, основанные на накопленном веками опыте, составляют культурное наследие общества. Культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Культурная преемственность обеспечивает передачу от поколения к поколению традиций, достижений, ценностей и опыта.



Вопросы
  1. Мысленное предвосхищение результата деятельности, а также средств и путей его реализации

  2. Термин переводится с латинского языка «приводить в движение, толкать»

  3. Творчество как «проявление инстинкта» оценивал

Сообщить об ошибке