Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Человек и взаимоотношения людей

Конспект
  1. Мир человеческого общения

Общениепроцесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В понятие общение мы укладываем следующее:

- средство идентификации человека, сближения (или отдаления) людей;

- условие удовлетворения органических и духовных потребностей людей;

- одна из форм жизни людей;

- средство усиления психической деятельности людей;

- средство воспитания.

В общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона общения (лат. communication – «делаю общим, связываю, общаюсь») связана с обменом сведениями, мнениями, идеями между людьми в процессе познавательно-трудовой деятельности. Средством коммуникативного процесса является прежде всего речь (а также жесты, мимика, пантомима и др.).

Интерактивная сторона общения (англ. interaction – «взаимодействие, воздействие друг на друга») представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Человек должен уметь определять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно конструировать собственные действия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения (лат. perception – «восприятие») включает в себя процесс восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т. д.).

Общение в общественных местах в ходе профессиональной деятельности называется официальным. К официальному общению относится всякая встреча, обмен информацией между коллегами, сотрудниками учреждения, между сотрудником и начальником. Официальное общение имеет свои установившиеся правила. Эти правила называются нормами официального этикета.

Вне сферы производственной деятельности общение людей не прекращается. Дома, на улице, в парке люди общаются с родственниками, друзьями. Такое общение называется неофициальным.

Формы общения: прямая и опосредованная. Прямое общение осуществляется при непосредственной, лицом к лицу, встрече людей. Прямое общение всегда бывает двусторонним. К опосредованной форме относится общение людей с использованием различных неличностных средств обмена информацией (средства связи, научные или художественные произведения). Опосредованное общение может быть двусторонним, односторонним или косвенным. Пример косвенного общения: сопереживание герою художественного произведения.

  1. Человек в коллективе

В процессе общественной деятельности стороны, участвующие в диалоге, с позиций волевых отношений могут находиться в двух разных условиях: участники общения могут быть равны или не равны по отношению друг к другу. Равными называются стороны, которые не зависимы друг от друга, не связаны между собой отношениями власти, т. е. не могут оказывать давление на своего собеседника.

Демократичность в общении – установление равноправия в отношениях людей, которые по занимаемому в обществе положению и с точки зрения волевых отношений не являются равными.

Современный менеджмент называет три условия, необходимые для эффективной работы коллектива: 1) денежные средства, 2) иерархия, 3) высокая культура общения совместно работающих людей.

Обмен информацией между людьми с применением какого-либо языка является вербальным общением, а с применением других неязыковых знаков, символов, схем – невербальным общением.

Культура речи – усвоение норм устного и письменного литературного языка, сложившихся в процессе развития общества, способность довести свои мысли до собеседника в соответствии с правилами применения слов и использованием выразительных средств языка. Культура речи включает в себя соблюдение всех правил: постановки ударения, фонетики, грамматики, использования стилей.

Речевой этикет – система устойчивых формул общения в тоне избранного стиля разговора в зависимости от социальной роли собеседников и официальности или неофициальности беседы.



Сообщить об ошибке