Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Поведение человека. Рефлекторные механизмы нервной деятельности

Конспект

Организм непрерывно регулирует недостаток или избыток питательных веществ, минеральных солей и других соединений. Недостаток чего-нибудь необходимого для поддержки жизни и развития вызывает особенное состояние организма, которое называется потребностью.

Выделяют физиологичные и социальные потребности.

  • Физиологичные потребности связаны с обеспечением жизнедеятельности организма (потребность в еде, воде, воздухе, постоянном движении, сохранении тепла, и т. д.).
  • Социальные потребности связаны с поведением человека в обществе (потребность учиться, работать, общаться, потребность в творчестве, и др.).

Любая деятельность, направленная на удовлетворение потребности, сопровождается многими разными психическими процессами.

Психика – это внутренний мир человека, его ощущения и восприятия, память и воображение, мышление и фантазии, чувства и воля.

Поведение – это сложный комплекс двигательных актов, направленных на удовлетворение в организме потребности.

Поведение человека – это взаимодействие психических и физиологичных процессов. Оно образуется из наследственно закрепленных реакций и широкого набора привычек, навыков, приобретенных в течение жизни, в процессе учебы.

Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы.

  • Самые простые рефлексы – врожденные, или безусловные; они передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды.

Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание глаз (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс).

Более сложные формы врожденного поведения называются инстинктами. Каждому отдельному организму свойственен собственный, индивидуальный опыт.

  • Условны рефлексы – приобретенные в течение жизни каждого человека реакции, с помощью которых его организм приспосабливается к переменчивым влияниям среды. Условные рефлексы не передаются по наследству.

Условный рефлекс образуется тогда, когда какое-то внешнее событие совпадает по времени с той или другой деятельностью организма или подкрепляется безусловным рефлексом.

В течение жизни вырабатывается много сложных условных рефлексов, которые становятся частью нашего жизненного опыта.

Двигательные условные рефлексы, которые производятся человеком в течение жизни, называются навыками, или автоматизированными действиями, с помощью которых человек осваивает новые двигательные умения, производит новые формы поведения.

Следовательно, наше поведение определяется:

1) внутренними потребностями;

2) конкретными внешними условиями, к которым мы постоянно приспосабливаемся с помощью безусловных и условных рефлексов.

 

ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ

Для нормального существования организма в переменчивой внешней среде нужно вовремя изменять свое поведение, приспосабливаться ее к конкретным условиям. Умение руководить своим поведением, вовремя его изменять, а иногда и полностью сдерживать те или другие поведенческие реакции – одна из важных черт воспитанного человека.

Различают

безусловное торможение (когда безусловный ориентировочный рефлекс тормозит соответствующее поведение);

условно торможение (когда происходит постепенное угасание условного рефлекса в результате его неподкрепления безусловным раздражителем).

Те условны рефлексы и навыки, которые перестают иметь для человека жизненно важно значение или не подкрепляются, погасают. Вместо них в процессе учебы производятся другие формы поведения (условны рефлексы), которые лучше приспосабливают организм человека к условиям окружающей среды.



Вопросы
  1. Особенности безусловных, врожденных рефлексов

  2. Что обеспечивает концентрацию сознания, сосредоточенность на важных для человека предметах, явлениях?

  3. Как называется поддержание постоянства внутренней среды организма?

  4. Свойство организма, обеспечивающее концентрацию сознания, сосредоточенность на важных для человека предметах, явлениях

  5. Одергивание руки, кашель, чихание относятся к рефлексам

  6. Ученый, изучавший условные рефлексы в опытах на собаках

  7. Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни, называются

  8. Часть нервной системы, отвечающая за условные рефлексы у млекопитающих

  9. Условные рефлексы и их торможение

  10. Безусловные рефлексы

  11. Отличие безусловных рефлексов от условных

  12. Характерные признаки холерика

Сообщить об ошибке