
Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Максим Горький: биографические сведения. «Старуха Изергиль», «Супруги Орловы», «Рождение человека»
Краткая хронология жизни и творчества Максима Горького
Даты
|
События жизни, произведения |
1868 г., 16 (28) марта |
Родился в Нижнем Новгороде. Настоящее имя – Пешков Алексей Максимович. |
1884 г. |
Переезд в Казань, попытка поступить в Казанский университет. Сближение с радикальными и революционными кружками студентов, офицеров и рабочих. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа. |
1887 г. |
Попытка покончить с собой. |
1888 г. |
Арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Впоследствии находится под постоянным надзором полиции. |
1889 г. |
Возвращение в Нижний Новгород. Сближение с радикалами и революционерами. Арест, заключение на месяц в тюрьму. |
1891 г. |
Странствие, дошёл до Кавказа. |
1896 г. |
Женитьба на Екатерине Павловне Волжиной. |
1897 г. |
Рождение сына Максима. |
1899 г. |
Первое появление в Петербурге. |
1900 г. |
Знакомство с Л. Н. Толстым в Москве. |
1901 г. |
Арест и высылка из Нижнего Новгорода, участие в демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Глава издательства «Знание». |
1902 г. |
Избрание почетным академиком Академии наук |
1905 г. |
Вступление в ряды РСДРП, знакомство с Лениным. Создание газеты «Новая жизнь». |
1905–1907 гг. |
Оказание финансовой поддержки революции 1905–1907 годов. |
1906 г. |
Отъезд из России |
1906–1913 гг. |
Жизнь в Италии, на острове Капри. |
1907 г., май |
Участие в Лондонском съезде РСДРП как делегата с совещательным голосом. |
1913 г. |
Возвращение в Россию. Редактор большевистских газет «Звезда» и «Правда». |
1914 г. |
Переезд в Финляндию |
1915 г. |
Выход журнала «Летопись». Руководитель журнала. |
1917–1918 г., март |
Издание газеты «Новая жизнь». |
1918–1919 гг. |
Общественная и политическая работа, критика методов большевиков, осуждение их отношения к «старой» интеллигенции. |
1919–1920 гг. |
В цикле статей выступает против интервенции, а также против того, «как осуществляется Власть Советов». |
1921–1928 гг. |
Годы эмиграции, живёт в Италии – официально для лечения туберкулеза по настоянию Ленина. |
1928 г. |
Возвращение в СССР. |
1929 г., май |
Избран членом ЦИК на 5 Съезде Советов СССР. |
1933 г. |
Переезд в Москву. |
1934 г. |
|
1936 г., 18 июня |
Смерть, п. Горки под Москвой. Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. |
Легенда о Ларре – первая из рассказанных старухой Изергиль. Ларра – сын орла и земной женщины – считает себя выше окружающих. Он горд и высокомерен, убивает девушку – дочь старейшины, которая его отвергла. На вопрос, почему он это сделал, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки, ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще».
«Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым». Гордость орла, его необузданные желания, его эгоизм берут в Ларре верх над человеческими чувствами, такими как любовь, преданность, самопожертвование, нежность, сострадание, жалость. Именно поэтому ему нет места среди людей.
Невозможность умереть и стала для Ларры, не человека и не орла, самой страшной карой. «Он стал уже как тень и таким будет вечно <...> Вот как был поражен человек за гордость!»
Легенда о Данко. В произведении Ларре противопоставлен герой второй легенды, рассказанной старухой Изергиль, – Данко, который спасает людей, выводит из мрака леса на степной простор, освещая путь вынутым из груди сердцем, горящим ярким пламенем любви к людям.
Исследователи отмечают связь образа Данко с
О Ларре напоминает холодная и мрачная тень, пугающая людей и несущая с собой зло, о Данко – «голубые искры степи, что являются пред грозой».
Легенде о Данко предшествуют воспоминания старухи Изергиль о своей жизни.
В центре повести Горького
Автор детально изображает место действия: дом купца Петунникова, «старый и грязный», двор «заваленный разною рухлядью», подвал, в котором проходит скучная и однообразная темная жизнь Орловых. Пространство, описываемое Горьким, предстает перед читателем в виде воронки, водоворота, который затягивает на свое дно молодую семью. Бедная беспросветная жизнь в пустоте и скуке, без радости и цели заполняется пьянством и побоями. «Яма» – это не только место обитания Орловых, но и характеристика их положения в обществе.
Сапожник Орлов бросает свою яму, вместе с Матреной поступает на службу в холерный барак. Таким образом, супруги «поднимаются» из «ямы», но границы их жизни не меняются, держа в своих оковах Григория, рвущегося на волю. Хотя он и добивается того, что его признают «нужным человеком»; он возрождается и, по собственному признанию, «прозревает насчет жизни». Казалось бы, цель достигнута, но беспокойство заставляет Орлова сомневаться в значении своего труда. Он помогает больным холерой. Но разве это важно? Холерных окружают заботами уходом, а сколько людей остается вне барака, людей в тысячу раз более несчастных, чем эти холерные, и остающихся тем не менее без всякого призрения. «Живешь на земле, – философствует он, – ни один черт даже и плюнуть на тебя не хочет. А как начнешь умирать – не только не позволяют, но даже в изъян себя вводят». Человек выздоравливает, и доктора радуются, а он и хотел бы разделить эту радость, да не может, так как знает: за порогом барака выздоровевшего ждет жизнь «хуже холерной судороги».
Матрена сначала рассматривает свое новое положение как средство подняться вверх – к «мещанскому счастью», однако она перерождается в атмосфере коллективного самоотверженного труда, находит в себе силы отстоять свое достоинство, свою самостоятельность от деспотических посягательств мужа и зажить жизнью честного, полезного труженика.
Горький завершает произведение описанием кабака – «пасти, которая медленно, но неизбежно поглощает одного за другим бедных русских людей». Это и есть завершение жизни человека «с беспокойством в сердце», человека, чьи стремления к свободе ни к чему не привели. Григорий уходит в босяки, на «дно», где мечтает найти желанную вольность.
В рассказе
В страшный для России 1892 «голодный» год, когда на краю гибели оказались миллионы крестьян, толпы их двинулись пешком из охваченных неурожаем губерний на юг в поисках работы и хлеба. С одной из групп голодающих шел и будущий писатель. Вдруг он увидел, как отстала от других беременная крестьянка, и понял, что у нее начинаются роды. Он не мог не прийти к ней на помощь и невольно стал «акушером». Что ждало новорожденного? Для какой жизни родился среди горя, отчаяния, голодных смертей «новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы»? «Помог ты мне – спасибо, – говорит мать своему спутнику, «проходящему»,– а хорошо ли это для него, и – не знаю уж...» Этот вопрос не может ее не мучить. Отражая бушующую в душе матери бурю тревог и надежд, борются в ее глазах – глазах «синевато-серого цвета» – серый, мутный цвет боли, тоски, безнадежности и синий, как море и как небо, цвет радости, счастья, любви. И синий цвет побеждает, побеждает вера в будущее сына: «Хорошо-то как, хорошо! И так бы все – шла, все бы шла, до самого аж до краю света, а он бы, сынок,– рос да все бы рос на приволье...» Не случайно именно в этом бесстрашно правдивом произведении прозвучали слова, ставшие одним из самых крылатых изречений XX века: «Превосходная должность – быть на земле человеком».
-
Писатель, прошедший суровую школу жизни и написавший автобиографическую трилогию («Детство», «В людях», «Мои университеты»)
-
Писатель, который, по словам А.Н. Толстого, «босяк – деклассированный элемент – был началом единой темы»
-
Герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», которому посвящен фрагмент: «он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их»
-
Романтическим является произведение М. Горького
-
Афоризмом из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» является фраза
-
«Превосходная должность – быть на земле человеком» – это фраза, ставшая крылатой, из произведения М. Горького
-
Автором рассказов «Супруги Орловы», «Рождение Человека» является
-
В заголовке слайда на месте вопросительного знака должно быть название рассказа М. Горького
-
Иллюстрация к рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» помещена под номером
-
Григорий Орлов (М. Горький, «Супруги Орловы») был
-
«Пасть, которая медленно, но неизбежно поглощает одного за другим бедных русских людей» – это (М. Горький, «Супруги Орловы»)
-
Много лет до революции и после революции жил за границей (Италия, Капри; Гельсингфорс (Хельсинки); Берлин; Прага; Италия, Сорренто) жил писатель
-
«Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым» – этот фрагмент характеризует горьковского
-
Фотопортрет Максима Горького помещен под номером
-
М. Горький – автор пьесы
-
М. Горький – автор пьесы
-
Антитеза является способом построения произведения М. Горького