
Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
И.А. Бунин: биографические сведения, лирика. «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско»
Краткая хронология жизни и творчества И. А. Бунина
Даты
|
События жизни, произведения |
---|---|
1870 г., 10 октября |
Родился в городе Воронеже. |
1881 г. |
Поступление в Елецкую гимназию. |
1886 г., март |
Исключён из гимназии из-за отсутствия оплаты за обучение. |
1887 г. |
Первые публикации в патриотической газете «Родина»: «Деревенский нищий» и «Над могилой С. Я. Надсона», «Два странника». |
1889 г. |
Переезд в Орёл, работа в «Орловском вестнике». |
1891 г. |
В Орле выходят «Стихотворения 1887–1891 годов». |
1895 г. |
Переезд в Петербург, а чуть позже в Москву, знакомство с Чеховым, Куприным, Брюсовым. |
1896 г. |
Перевод поэмы Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». |
1897 г. |
Книга рассказов «На край света». |
1898 г. |
Сборник стихов «Под открытым небом». Женитьба на Анне Николаевне Цакни, позже – рождение сына Николая. |
1899 г. |
Развод. |
1900 г. |
Знакомство в Ялте с основателями МХАТА. «Антоновские яблоки». |
1901 г. |
Сборник стихотворений «Листопад». |
1903 г. |
Пушкинская премии за перевод «Песни о Гайавате» и сборник «Листопад». |
1903–1904 гг. |
Путешествие по Франции, Италии и Кавказу. |
1905 г. |
Смерть единственного сына. |
1909 г. |
Вторая Пушкинская премия за книгу «Стихотворения 1903–1906». Избрание академиком Российской академии наук. |
1911 г. |
Повесть «Суходол». |
1912 г., 27-29 октября |
25-летие литературной деятельности. |
1917 г. |
События февральской революции воспринимает как крушение государства. |
1918–1919 гг. |
«Окаянные дни». |
1920 г. |
Эмиграция. |
1925 г. |
«Митина любовь». |
1927 г. |
«Солнечный удар». |
1927–1933 гг. |
Работа над романом «Жизнь Арсеньева». |
1933 г. |
Нобелевская премия. |
1950 г. |
Книга «Воспоминания». |
1953 г., 8 ноября |
Умер в Париже. |
Бунин вошел в литературу в основном как поэт. Но четко разграничить темы его поэзии непросто, так как поэзия и проза у Бунина идут рядом. Его лирика – это совокупность тонких тематических граней. В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске – словом, Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что волнует человека.
Так, например, в стихотворении
В стихотворении доминирует образ неба. В лирике Бунина небо – лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно. В стихотворении
Бунин вобрал в свое творчество все богатство русской поэзии ХIХ века и нередко подчеркивает эту преемственность в содержании и форме. В стихотворении
Пленительная красота
Бунинская поэзия любви предвосхищает цикл рассказов
Стихотворение поделено на две строфы. В первой лирический герой вспоминает любимую, образ которой живет в его глазах, сердце и душе. Однако он с горечью осознает, что оба они изменились и ее, и его, прежних, уже не вернуть: «Но нет уж в мире нас, когда-то юных и блаженных!» Его нежность в описании возлюбленной подчеркивают художественные средства, такие как метафора («алмазы слез», «огонь глаз», «печаль ресниц») и эпитеты (ресницы сияющие, слезы непокорные, глаза небесные).
Во второй строфе лирический герой терзается вопросом, почему она приходит к нему во сне, вспоминает восторг встречи с ней. Его раздумья выражаются риторическими вопросами, и ответа на них не следует.
В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные, словно наполненные мерцанием, стихи о сумерках, ночи, говорил: «Не устану воспевать вас, звезды».
Наряду с такими вечными ценностями жизни, как красота природа, любовь, добро, слияние с окружающим миром, труд, неустанное познание истины, есть, по Бунину, и еще одна – владение родной речью, приобщение к Письменам. В стихотворении
Таким образом, основными чертами лирики Бунина являются
· стремлений к описанию подробностей, деталей;
· яркость, конкретных деталей;
· классическая простота и лаконизм;
· поэтизация вечных человеческих ценностей, в первую очередь – родной природы;
· богатство подтекста;
· частое обращение к символике;
· тесная связь с русской прозой, частые переклички с собственными рассказами;
· тяготение к философичному.
Рассказ И.А. Бунина
Начинается и завершается он сценами на кладбище: «Над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. <...> В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская».
Бунин неоднократно описывает глаза героини, «радостные, поразительные, живые», ее «чистый взгляд». В ней есть что-то детское. Возможно, поэтому «никого так не любили младшие классы, как ее». Биография Оли освещается вскользь. Что ее отличает от других гимназисток? Что главное в ней? «Изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз...»
О роковом дне, который определил судьбу Оли, читатель узнает из ее дневника: «...было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Но это начало описания дня. В конце записи интонация меняется: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!»
В последнюю свою зиму Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии», она как будто торопилась жить, быть счастливой.
Основной композиционный прием рассказа «Легкое дыхание» – антитеза. Бунин противопоставляет «легкое дыхание» обыденному пошлому миру, «крепкому, тяжелому» кресту на могиле Оли; красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном друг ее отца, совративший девочку, противопоставлен «некрасивому и плебейского вида» казачьему офицеру; бурная жизнь Оли противопоставлена придуманной жизни классной дамы.
История создания. Бунин отмечал: написанию рассказа способствовала случайно увиденная летом 1915 года в Москве в витрине книжного магазина обложка повести Томаса Манна «Смерть в Венеции».
Сюжетная композиция. С точки зрения композиции повествование можно разделить на две неравные части: путешествие господина из Сан-Франциско на корабле «Атлантида» к берегам Италии и обратное путешествие корабля «Атлантида» к берегам США с телом господина в гробу в трюме парохода.
Описание путешествия господина на Капри ведется сухим, отстраненным языком; сам господин не имеет имени, он безлик в своем стремлении купить на имеющиеся богатства прелести реальной жизни. Одним из ярких символов в этой части рассказа выступает танцующая пара наемных актеров, изображающих подлинную страсть.
В отеле на Капри господин неожиданно умирает, теряя не только жизнь, но и все привилегии богатого человека, становясь обузой для всех окружающих, начиная от хозяина отеля, который противится тому, чтобы гроб оставался в его апартаментах, и заканчивая собственной семьей, которая не знает, что делать с телом господина.
«Космическую» ступень духовного распада писатель запечатлел, сделав огромного, подобного скалам Гибралтара, Дьявола наблюдателем за уходящим в ночь и вьюгу кораблем.
-
Символ движения человечества по замкнутому кругу в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
-
Поэт, который на суде по обвинению в тунеядстве процесс политический превратил в процесс поэтический
-
Поэт, который в 1903 году получил Пушкинскую премию за поэтический сборник «Листопад» и перевод на русский язык «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло
-
Поэт, который в 1933 году был удостоен Нобелевской премии в области литературы
-
Первым русским писателем, удостоившимся Нобелевской премии, был
-
Откликом И.А. Бунина на октябрьские события 1917 года стало произведение
-
Писатель, творчество которого В. Набоков назвал «парчовой прозой»
-
Автор поэтического сборника «Листопад» (1901 г.)
-
Произведение И.А. Бунина, герой которого имеет характеристику: «Седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы»
-
Произведение И.А. Бунина, персонажи которого Николай Алексеевич – «стройный старик военный... вся наружность которого имела... сходство с Николаем II» и Надежда — хозяйка «частной горницы, где можно было передохнуть и переночевать»
-
Безымянным остается главный персонаж произведения И.А. Бунина
-
Оля Мещерская – героиня произведения И.А. Бунина
-
В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» капитан «Атлантиды» сравнивается с
-
«Атлантида» в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» – это
-
С описания пустынного кладбища, серого апрельского дня, голых деревьев, холодного ветра, который «звенит фарфоровым венком у подножия креста», начинается произведение И.А. Бунина
-
Перемещение «Атлантиды» в пространстве: Новый Свет – Старый Свет – Новый Свет в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» является символом
-
В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» символом лицемерия и продажности буржуазного мира является
-
Иллюстрации к рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» помещены под номерами
-
Первым русским писателем (поэтом), ставшим лауреатом Нобелевской премии, был
-
«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» – эта формула счастья выражена в последней строке сонета «Вечер», автором которого является
-
Оля Мещерская – главная героиня произведения И.А. Бунина
-
Новый Свет – Италия (Неаполь, остров Капри) – обратный путь к берегам Нового Света – таково географическое пространство произведения И.А. Бунина
-
Портрет И.А. Бунина помещен под номером
-
В городе Воронеже родился
-
Книга, название которой должно быть записано на месте вопросительного знака в данном фрагменте хронологической таблицы жизни и творчества И.А. Бунина, – это
-
«Атлантида» в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» – это
-
В 1933 году Нобелевской премии в области литературы был удостоен