Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Л.Н. Андреев: биографические сведения. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», пьеса «Жизнь человека»

Конспект

Леонид Николаевич Андреев (1871–1919 гг.) – писатель, считающийся родоначальником русского экспрессионизма.

«Рассказ о семи повешенных» – произведение Леонида Андреева, темой которого стала история о последних днях приговоренных к смертной казни. Острая экзистенциальная проблематика и антивоенный пафос произведения были высоко оценены критиками.

Прототипами персонажей рассказа были реальные люди – члены «Летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров Северной области», которые готовили покушение на министра юстиции И.Г. Щегловитова, но были преданы провокатором Азефом и казнены на Лисьем носу в ночь с 17 на 18 февраля 1908 года.

Андреев сделал основой психологического конфликта рассказа столкновение «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти». Введя обобщенные образы осужденных на смертную казнь, писатель использовал свои личные знания, а также рассказ присяжного поверенного.

«Иуда Искариот» – повесть, впервые опубликованная под заглавием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16.

Первые сюжетные задумки и темы произведения имелись у Леонида Андреева еще в конце марта 1906 года, когда он жил в Швейцарии и вел переписку с братом Павлом. Тогда же Андреев попросил его прислать книги Эрнеста Ренана и Давида Штрауса, среди которых был философский труд «Жизнь Иисуса». В мае того же года он сообщил Александру Серафимовичу, что планирует написать «нечто по психологии предательства». Однако окончательное воплощение этот замысел получил только в декабре 1906 года на Капри, куда Леонид Николаевич переехал из Германии после неожиданной смерти жены.

Образы-персонажи:

· Иисус.

· Иуда. Образ Иуды, по свидетельству современников писателя, был загадочен и потому особенно притягателен для Андреева. Иуда коварен, склонен к предательству и лжи. Он бросил жену и добывал хлеб воровством. «Детей у него не было, и это еще раз доказывает, что Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды». Он приносил с собой ссоры и несчастья. К нему со скептицизмом относятся и добрые, и злые люди.

Образ Иуды формируется в зеркале чужих мнений. С первых строк отражается отношение к Иуде апостолов: еще не зная Иуду, они утверждают, что он дурной человек. И негативная оценка – «рыжий и безобразный» – воспринимается как предвзятое мнение учеников, недовольных тем, что Иисус принял его в круг избранных.

Ученики не доверяют этому «рыжему» и считают, что, кроме коварства и зла, от него нечего ожидать. Приход Иуды к Христу неслучаен. Он неосознанно тянулся к людям чистым и светлым. Презираемый всеми урод с двойственным лицом, служащим для раскрытия натуры Искариота, впервые в жизни почувствовал теплоту со стороны человека. И, следуя его заповедям, пытается возлюбить ближних.

· Апостолы. Апостолы Андреева обладают «земными», человеческими качествами. Они не являются идеальными. В отличие от непредсказуемого Иуды, ученики лишены противоречий и во всех ситуациях однообразны: Петр громогласен, жизнелюбив, энергичен; Иоанн наивен, честолюбив, озабочен одной только мыслью: сохранить свое место «любимого ученика» Иисуса; Фома молчалив серьезен, рассудителен, но чрезмерно осторожен.

«Хочу реформировать драму», – писал Андреев А. Серафимовичу в ноябре 1906 года после окончания работы над пьесой «Жизнь человека» (краткое содержание). В письме Г. Чуйкову он отмечал новаторство своего замысла: «Дело в том, что я взял для пьесы совершенно новую форму – ни реалистическую, ни символистскую, ни романтическую...»

По замыслу автора, «Жизнь человека» должна была быть первой в цикле философских пьес, «связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи». «За «Жизнью человека» идет «жизнь человеческая», которая будет изображена в четырех пьесах: «Царь-Голод», «Война», «Революция» и «Бог, дьявол и человек», – писал Андреев Немировичу-Данченко в мае 1907 года. – Таким образом, «Жизнь человека» является необходимым вступлением как по форме, так и по содержанию, в этот цикл, которому я смею придавать весьма большое значение». Замысел этот не был осуществлен (написана лишь пьеса «Царь-Голод»).

Леонид Андреев. Жизнь человека



Вопросы
  1. Литературным дебютом Л. Андреева стал рассказ

  2. Л. Андреев – автор пьесы

  3. Переменчивый голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха» у главного персонажа произведения Л.Н. Андреева

  4. Кульминацией повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» является

  5. Премию имени А.С. Грибоедова Л.Н. Андреев получил за свое произведение

  6. Прологом начинается пьеса

  7. Старухи, Молодая девушка, Пожилая дама, Пожилой господин, Доктор – это персонажи произведения Л.Н. Андреева

  8. Должна была быть первой в задуманном Л.Н. Андреевым цикле философских пьес, «связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи», пьеса

  9. Книги Эрнеста Ренана и Давида Штрауса, среди которых был теологически-философский труд «Жизнь Иисуса», нужны были Леониду Андрееву для подготовки к созданию произведения

  10. «Он был худощав, хорошего роста <…> и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным» – это в повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» детали портретной характеристики

  11. Реальные люди – члены «Летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров Северной области» – были прототипами персонажей произведения Л.Н. Андреева

  12. Фотопортрет писателя Л.Н. Андреева помещен под номером

Сообщить об ошибке