
Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Л.Н. Андреев: биографические сведения. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», пьеса «Жизнь человека»
Леонид Николаевич Андреев (1871–1919 гг.) – писатель, считающийся родоначальником русского экспрессионизма.
«Рассказ о семи повешенных» – произведение Леонида Андреева, темой которого стала история о последних днях приговоренных к смертной казни. Острая экзистенциальная проблематика и антивоенный пафос произведения были высоко оценены критиками.
Прототипами персонажей рассказа были реальные люди – члены «Летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров Северной области», которые готовили покушение на министра юстиции И.Г. Щегловитова, но были преданы провокатором Азефом и казнены на Лисьем носу в ночь с 17 на 18 февраля 1908 года.
Андреев сделал основой психологического конфликта рассказа столкновение «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти». Введя обобщенные образы осужденных на смертную казнь, писатель использовал свои личные знания, а также рассказ присяжного поверенного.
«Иуда Искариот» – повесть, впервые опубликованная под заглавием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16.
Первые сюжетные задумки и темы произведения имелись у Леонида Андреева еще в конце марта 1906 года, когда он жил в Швейцарии и вел переписку с братом Павлом. Тогда же Андреев попросил его прислать книги Эрнеста Ренана и Давида Штрауса, среди которых был философский труд «Жизнь Иисуса». В мае того же года он сообщил Александру Серафимовичу, что планирует написать «нечто по психологии предательства». Однако окончательное воплощение этот замысел получил только в декабре 1906 года на Капри, куда Леонид Николаевич переехал из Германии после неожиданной смерти жены.
Образы-персонажи:
· Иисус.
· Иуда. Образ Иуды, по свидетельству современников писателя, был загадочен и потому особенно притягателен для Андреева. Иуда коварен, склонен к предательству и лжи. Он бросил жену и добывал хлеб воровством. «Детей у него не было, и это еще раз доказывает, что Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды». Он приносил с собой ссоры и несчастья. К нему со скептицизмом относятся и добрые, и злые люди.
Образ Иуды формируется в зеркале чужих мнений. С первых строк отражается отношение к Иуде апостолов: еще не зная Иуду, они утверждают, что он дурной человек. И негативная оценка – «рыжий и безобразный» – воспринимается как предвзятое мнение учеников, недовольных тем, что Иисус принял его в круг избранных.
Ученики не доверяют этому «рыжему» и считают, что, кроме коварства и зла, от него нечего ожидать. Приход Иуды к Христу неслучаен. Он неосознанно тянулся к людям чистым и светлым. Презираемый всеми урод с двойственным лицом, служащим для раскрытия натуры Искариота, впервые в жизни почувствовал теплоту со стороны человека. И, следуя его заповедям, пытается возлюбить ближних.
· Апостолы. Апостолы Андреева обладают «земными», человеческими качествами. Они не являются идеальными. В отличие от непредсказуемого Иуды, ученики лишены противоречий и во всех ситуациях однообразны: Петр громогласен, жизнелюбив, энергичен; Иоанн наивен, честолюбив, озабочен одной только мыслью: сохранить свое место «любимого ученика» Иисуса; Фома молчалив серьезен, рассудителен, но чрезмерно осторожен.
«Хочу реформировать драму», – писал Андреев А. Серафимовичу в ноябре 1906 года после окончания работы над пьесой «Жизнь человека» (краткое содержание). В письме Г. Чуйкову он отмечал новаторство своего замысла: «Дело в том, что я взял для пьесы совершенно новую форму – ни реалистическую, ни символистскую, ни романтическую...»
По замыслу автора, «Жизнь человека» должна была быть первой в цикле философских пьес, «связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи». «За «Жизнью человека» идет «жизнь человеческая», которая будет изображена в четырех пьесах: «Царь-Голод», «Война», «Революция» и «Бог, дьявол и человек», – писал Андреев Немировичу-Данченко в мае 1907 года. – Таким образом, «Жизнь человека» является необходимым вступлением как по форме, так и по содержанию, в этот цикл, которому я смею придавать весьма большое значение». Замысел этот не был осуществлен (написана лишь пьеса «Царь-Голод»).
-
Литературным дебютом Л. Андреева стал рассказ
-
Л. Андреев – автор пьесы
-
Переменчивый голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха» у главного персонажа произведения Л.Н. Андреева
-
Кульминацией повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» является
-
Премию имени А.С. Грибоедова Л.Н. Андреев получил за свое произведение
-
Прологом начинается пьеса
-
Старухи, Молодая девушка, Пожилая дама, Пожилой господин, Доктор – это персонажи произведения Л.Н. Андреева
-
Должна была быть первой в задуманном Л.Н. Андреевым цикле философских пьес, «связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи», пьеса
-
Книги Эрнеста Ренана и Давида Штрауса, среди которых был теологически-философский труд «Жизнь Иисуса», нужны были Леониду Андрееву для подготовки к созданию произведения
-
«Он был худощав, хорошего роста <…> и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным» – это в повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» детали портретной характеристики
-
Реальные люди – члены «Летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров Северной области» – были прототипами персонажей произведения Л.Н. Андреева
-
Фотопортрет писателя Л.Н. Андреева помещен под номером