Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Пейзаж в литературе: художественное пространство и художественное время
При создании, изучении, анализе художественной литературы часто пользуются термином «пейзаж».
Пейзаж (франц. paysage) – описание в литературном произведении природы или любого незамкнутого пространства внешнего мира; это один из компонентов содержания и композиции художественного текста.
Виды пейзажей как характерные пространственно-временные картины жизни природы
Пейзажи годового и суточного природного цикла: весенние, летние, осенние, зимние, картины утра, дня, вечера, ночи.
Географические пейзажи: лес, степь, горы, море, река, болото, пустыня, джунгли и пр.
Пейзажи вертикального и горизонтального пространства: небо, солнце, луна, земля, овраг, яма, равнина, луг, поле и пр.
Спокойные и бурные пейзажи: штиль на море, шторм, описание спокойного дня, вечера; буря, ураган, смерч и т. д.
Естественные и искусственные пейзажи: пейзаж земной, привычный глазу; пейзаж, созданный фантазией человека.
Национальный, экзотический, «свой и чужой», земной, космический и фантастический пейзажи.
Особое место в художественном произведении занимают пространство и время, являющиеся основой модели любого художественного мира.
Художественное пространство – воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир.
Основные характеристики видов пространства
Художественное пространство включает в себя различные образы, формы и виды пространства, которые соотносятся между собой и создают целостную визуально-чувственную картину.
Вертикальные пространства – это образы верхнего (небо, горы, крыша дома), среднего (земля, море) и нижнего (морское дно, овраг, обрыв, подвал) пространств.
Горизонтальное пространство включает в себя протяжённость четырёх сторон света (север, юг, запад, восток) или четырёх пространственных ориентиров относительно говорящего (правое, левое, впереди, сзади).
Внешние и открытые пространства не имеют определённых и чётких границ (поле, море, пустыня).
Внутренние и закрытые пространства имеют строго определённые и постоянные границы (дом, сундук, шкаф, коробка).
Динамические пространства пребывают в движении, изменчивы (дорога, река, фонтан, водопад, смерч).
Статические пространства неподвижны относительно своего первоначального состояния (горы, степь).
Географические пространства включают в себя виды ландшафтов, различные рельефы местности, природные и климатические пояса (степь, горы, море, лес, пустыня, болото).
Пространство цивилизации включает в себя пространственные формы, порождаемые человеком в процессе эволюции (пространства государства, города, деревни, аула; архитектурные ансамбли).
Макро- и микропространства различаются величиной, объёмом и протяжённостью (макропространства – степь, город, улица, комната; микропространства – шкатулка, зёрнышко, чашечка цветка, листик).
Различают также жизнеподобные, воображаемые и фантастические пространства. Первые имеют аналоги в действительности, вторые возникают в мечтах, воспоминаниях, третьи созданы фантазией конкретного автора (научно-фантастические произведения).
Художественное время – это одновременно то представление о течении времени, которое характерно для автора-человека, и само время, изображённое в литературном произведении.
Основные характеристики видов времени
Настоящее, прошедшее и будущее время являются проявлениями линейного времени.
Циклическое время движется не по прямой, как линейное, а по кругу. Это время солнечного, лунного, годового, суточного, биологического циклов.
Историческое время – разновидность линейного времени, рассмотренного в ретроспекции как совершённое и прошедшее.
Бытовое время – время, измеряемое категориями человеческого быта: время труда и отдыха, завтрака, обеда и ужина, сна и бодрствования, праздника и будней.
Время человеческой жизни – время, отведённое для человеческого бытия, состоящее из периодов детства, юношества, зрелости, старости.
Фантастическое время – вымышленные формы времени, созданные фантазией человека в искусстве и встречающиеся в литературной сказке, научно-фантастических произведениях.
Сновидное время – особое время, существующее в сновидениях и мечтах человека.
Вечность – это остановленное настоящее время, которое не имеет прошедшего и будущего
Приёмы передачи движения времени
Ретардация – замедление движения времени с помощью введения в текст описаний или диалогов.
Стяжение – сжатие времени, его ускорение за счёт пропусков отдельных временных отрезков.
Приём пунктирного времени – фрагментарное, прерывистое воспроизведение только главных временных отрезков.
Приём нарушения линейной последовательности – забегание в будущее или возвращение из настоящего в прошлое. Возвращение из настоящего в прошлое называют ретроспекцией.
Общее представление об организации художественного времени складывается из соотнесенности различных видов времени и используемых автором приемов передачи движения времени.
-
Виды пейзажа в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
-
Перемещение «Атлантиды» в пространстве: Новый Свет – Старый Свет – Новый Свет в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» символизирует
-
Многозначный художественный образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме
-
Воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи
-
Описание природы или другого незамкнутого пространства внешнего мира
-
«Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели», «Солнце едва выказалось..., и слияние первой теплоты его лучей с... прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление». Идея пейзажных зарисовок (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени») показать
-
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой…
Художественное время, отражённое в этом фрагменте из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», называется
-
Воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир, – это
-
Настоящее, прошедшее и будущее – это три проявления времени
-
С глубокою думой
Гляжу я на небо,
Где в темной лазури,
Так ярко сверкают
Планет мириады.
В этом фрагменте из стихотворения И. Никитина изображён пейзаж
-
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
Пейзаж в этих строках стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
-
К пейзажу вертикального пространства относится описание
-
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Пейзаж в этих строках стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
-
Описание природы или любого незамкнутого пространства в художественном произведении – это
-
К географическому пейзажу относится описание
-
К пейзажу горизонтального пространства относится описание
-
Какое внутреннее состояние охотника отражают пейзажные зарисовки в начале рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»?