Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Пейзаж в литературе: художественное пространство и художественное время

Конспект

При создании, изучении, анализе художественной литературы часто пользуются термином «пейзаж».

Пейзаж (франц. paysage) – описание в литературном произведении природы или любого незамкнутого пространства внешнего мира; это один из компонентов содержания и композиции художественного текста.

 

Виды пейзажей как характерные пространственно-временные картины жизни природы

 

Пейзажи годового и суточного природного цикла: весенние, летние, осенние, зимние, картины утра, дня, вечера, ночи.

Географические пейзажи: лес, степь, горы, море, река, болото, пустыня, джунгли и пр.

Пейзажи вертикального и горизонтального пространства: небо, солнце, луна, земля, овраг, яма, равнина, луг, поле и пр.

Спокойные и бурные пейзажи: штиль на море, шторм, описание спокойного дня, вечера; буря, ураган, смерч и т. д.

Естественные и искусственные пейзажи: пейзаж земной, привычный глазу; пейзаж, созданный фантазией человека.

Национальный, экзотический, «свой и чужой», земной, космический и фантастический пейзажи.

 

Особое место в художественном произведении занимают пространство и время, являющиеся основой модели любого художественного мира.

Художественное пространство – воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир.

 

Основные характеристики видов пространства

 

Художественное пространство включает в себя различные образы, формы и виды пространства, которые соотносятся между собой и создают целостную визуально-чувственную картину.

Вертикальные пространства – это образы верхнего (небо, горы, крыша дома), среднего (земля, море) и нижнего (морское дно, овраг, обрыв, подвал) пространств.

Горизонтальное пространство включает в себя протяжённость четырёх сторон света (север, юг, запад, восток) или четырёх пространственных ориентиров относительно говорящего (правое, левое, впереди, сзади).

Внешние и открытые пространства не имеют определённых и чётких границ (поле, море, пустыня).

Внутренние и закрытые пространства имеют строго определённые и постоянные границы (дом, сундук, шкаф, коробка).

Динамические пространства пребывают в движении, изменчивы (дорога, река, фонтан, водопад, смерч).

Статические пространства неподвижны относительно своего первоначального состояния (горы, степь).

Географические пространства включают в себя виды ландшафтов, различные рельефы местности, природные и климатические пояса (степь, горы, море, лес, пустыня, болото).

Пространство цивилизации включает в себя пространственные формы, порождаемые человеком в процессе эволюции (пространства государства, города, деревни, аула; архитектурные ансамбли).

Макро- и микропространства различаются величиной, объёмом и протяжённостью (макропространства – степь, город, улица, комната; микропространства – шкатулка, зёрнышко, чашечка цветка, листик).

Различают также жизнеподобные, воображаемые и фантастические пространства. Первые имеют аналоги в действительности, вторые возникают в мечтах, воспоминаниях, третьи созданы фантазией конкретного автора (научно-фантастические произведения).

 

Художественное время – это одновременно то представление о течении времени, которое характерно для автора-человека, и само время, изображённое в литературном произведении.

 

Основные характеристики видов времени

 

Настоящее, прошедшее и будущее время являются проявлениями линейного времени.

Циклическое время движется не по прямой, как линейное, а по кругу. Это время солнечного, лунного, годового, суточного, биологического циклов.

Историческое время – разновидность линейного времени, рассмотренного в ретроспекции как совершённое и прошедшее.

Бытовое время – время, измеряемое категориями человеческого быта: время труда и отдыха, завтрака, обеда и ужина, сна и бодрствования, праздника и будней.

Время человеческой жизни – время, отведённое для человеческого бытия, состоящее из периодов детства, юношества, зрелости, старости.

Фантастическое время – вымышленные формы времени, созданные фантазией человека в искусстве и встречающиеся в литературной сказке, научно-фантастических произведениях.

Сновидное время – особое время, существующее в сновидениях и мечтах человека.

Вечность – это остановленное настоящее время, которое не имеет прошедшего и будущего

 

Приёмы передачи движения времени

 

Ретардация – замедление движения времени с помощью введения в текст описаний или диалогов.

Стяжение – сжатие времени, его ускорение за счёт пропусков отдельных временных отрезков.

Приём пунктирного времени – фрагментарное, прерывистое воспроизведение только главных временных отрезков.

Приём нарушения линейной последовательности – забегание в будущее или возвращение из настоящего в прошлое. Возвращение из настоящего в прошлое называют ретроспекцией.

 

Общее представление об организации художественного времени складывается из соотнесенности различных видов времени и используемых автором приемов передачи движения времени.



Вопросы
  1. Виды пейзажа в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

  2. Перемещение «Атлантиды» в пространстве: Новый Свет – Старый Свет – Новый Свет в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» символизирует

  3. Многозначный художественный образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме

  4. Воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи

  5. Описание природы или другого незамкнутого пространства внешнего мира

  6. «Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели», «Солнце едва выказалось..., и слияние первой теплоты его лучей с... прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление». Идея пейзажных зарисовок (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени») показать

  7. Ей снится, будто бы она

    Идет по снеговой поляне,

    Печальной мглой окружена;

    В сугробах снежных перед нею

    Шумит, клубит волной своею

    Кипучий, темный и седой

    Поток, не скованный зимой…

     

    Художественное время, отражённое в этом фрагменте из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», называется

  8. Воссозданная с помощью слов картина места и местности, где происходит действие, живут персонажи, размещается предметный мир, – это

  9. Настоящее, прошедшее и будущее – это три проявления времени

  10. С глубокою думой

    Гляжу я на небо,

    Где в темной лазури,

    Так ярко сверкают

    Планет мириады.

     

    В этом фрагменте из стихотворения И. Никитина изображён пейзаж

  11. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

    На мутном небе мгла носилась;

    Луна, как бледное пятно,

    Сквозь тучи мрачные желтела…

     

    Пейзаж в этих строках стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

  12. К пейзажу вертикального пространства относится описание

  13. Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

     

    Пейзаж в этих строках стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

  14. Описание природы или любого незамкнутого пространства в художественном произведении – это

  15. К географическому пейзажу относится описание

  16. К пейзажу горизонтального пространства относится описание

  17. Какое внутреннее состояние охотника отражают пейзажные зарисовки в начале рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»?

Сообщить об ошибке