Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Стихосложение

Конспект

Важными понятиями стихосложения как способа организации звукового состава стихотворной речи являются рифма и стихотворный размер.

Рифма (греч. rhythmos – соразмерность, согласованность) – это созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

  • мужская, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха, например:

Оборвана цепь жизни молодо́й,

Окончен путь, бил час, пора домо́й,

Пора туда, где будущего не́т,

Ни прошлого, ни вечности, ни ле́т.

(М.Ю. Лермонтов)

  • женская, где ударение падает на предпоследний слог, например:

Везде сребро да зла́то,

Всё светло и бога́то.

(А.С. Пушкин)

  • дактилическая, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки, например:

Нет, вам наскучили нивы беспло́дные...

Чужды вам страсти и чужды страда́ния;

Вечно холодные, вечно свобо́дные,

Нет у вас родины, нет вам изгна́ния.

(М.Ю. Лермонтов)

  • гипердактилическая, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше и которая используется значительно реже остальных, например:

От луны лучи протя́гиваются,

К сердцу иглами притра́гиваются…

(В.Я. Брюсов)

 

 

Существует несколько способов рифмовки строк в поэтическом произведении: смежная, перекрёстная, кольцевая (опоясывающая), сплетённая.

 

Смежная – рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб – одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов), например:

Выткался на озере алый свет зари́,

На бору со звонами плачут глухари́.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло́.

Только мне не плачется – на душе светло́.

(С.А. Есенин)

Перекрёстная – рифмовка первого стиха с третьим, второго с четвертым (абаб), например:

Люблю грозу в начале ма́я,

Когда весенний первый гро́м,

Как бы резвяся и игра́я,

Грохочет в небе голубо́м.

(Ф.И. Тютчев)

Кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвертым, а второй – с третьим (абба), например:

Глядел я, стоя над Нево́й,

Как Исаака-велика́на

Во мгле морозного тума́на

Светился купол золото́й.

(Ф.И. Тютчев)

Сплетённая рифма имеет множество схем. Это общее наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба, абвабв и др., например:

Вдали от солнца и приро́ды,

Вдали от света и иску́сства,

Вдали от жизни и любви́

Мелькнут твои младые го́ды,

Живые помертвеют чу́вства,

Мечты развеются твои́.

(Ф.И. Тютчев)

 

 

Стихотворный размер – это способ организации звукового состава стихотворного произведения.

Стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трёхсложных. Двусложные – это когда в стопе два слога, трёхсложные – когда, соответственно, три.

Стопа – повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определённого количества слогов: одного ударного и одного или более безударных.

 

Двусложные размеры стиха

 

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге. В стихотворении, написанном хореем, ударные слоги в поэтической строке (стихе) нечётные.

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. В лирическом произведении, написанном ямбом, ударные слоги в стихе чётные.

 

Трёхсложные размеры стиха

 

Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге. Ударные слоги в стихе, написанном дактилем, – 1-й, 4-й, 7-й, 10-й.

Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге в стопе. В лирическом произведении, написанном амфибрахием, ударные слоги – 2-й, 5-й, 8-й, 11-й.

Анапест – трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге. Ударные слоги в стихотворении, написанном анапестом, – 3-й, 6-й, 9-й, 12-й.

 

Часто в стихотворных строках встречается сверхсхемное, то есть дополнительное, ударение – спондей или пропуск ударения в стопе – пиррихий.



Вопросы
  1. Стихотворный размер следующих строк:

    «Душа готова, как Мария,

    К ногам Христа навек прильнуть».

  2. Стихотворный размер следующих строк:

    Мне каждый звук терзает слух,

    И каждый луч глазам несносен...

    В. Ходасевич

  3. Двусложная стопа с ударением на первом слоге

  4. Двусложная стопа с ударением на втором слоге

  5. Трехсложная стопа с ударением на первом слоге

  6. Трехсложная стопа с ударением на втором слоге

  7. Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

  8. Литературоведческий термин, обозначающий один из видов рифмы

  9. Литературоведческий термин, обозначающий один из видов рифмы

  10. Стихотворный размер пушкинских строк:

    Во глубине сибирских руд

    Храните гордое терпенье...

  11. Стихотворный размер пушкинских строк:

    Мороз и солнце; день чудесный!

    Еще ты дремлешь, друг прелестный...

  12. Стихотворный размер пушкинских строк:

    Любви, надежды, тихой славы

    Недолго нежил нас обман...

  13. Стихотворный размер лермонтовских строк:

    Дубовый листок оторвался от ветки родимой

    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

    Засох и увял он от холода, зноя и горя

    И вот, наконец, докатился до Черного моря.

  14. Стихотворный размер некрасовских строк:

    Славная осень! Здоровый, ядреный

    Воздух усталые силы бодрит,

    Лед неокрепший на речке студеной,

    Словно как тающий сахар, лежит.

  15. Стихотворный размер некрасовских строк:

    Что ты жадно глядишь на дорогу

    В стороне от веселых подруг?

    Знать, забило сердечко тревогу,

    Все лицо твое вспыхнуло вдруг...

  16. Размер строк из стихотворения А. Белого:

    В сердце бедном много зла

    Сожжено и перемолото.

    Наши души — зеркала,

    Отражающие золото...

  17. Способ рифмовки в строфе С. Есенина:

    Зашумели над затоном тростники,

    Плачет девушка-царевна у реки

    Погадала красна девица в семик.

    Расплела волна венок из повилик.

  18. Стихотворный размер в строфе

    (А.С. Пушкин «Вольность»):

    Приди, сорви с меня венок,

    Разбей изнеженную лиру...

    Хочу воспеть Свободу миру,

    На тронах поразить порок...

  19. Стихотворный размер в строфе

    (М.Ю. Лермонтов «Благодарность»):

    За все, за все благодарю я:

    За тайные мучения страстей,

    За горечь слез, отраву поцелуя,

    За месть врагам и клевету друзей...

  20. Способ рифмовки в строфе

    (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»):

    Мой дядя самых честных правил,

    Когда не в шутку занемог,

    Он уважать себя заставил

    И лучше выдумать не мог.

  21. Способ рифмовки в строфе

    (А.С. Пушкин «Приметы»):

    Мечтанью вечному в тиши

    Так предаёмся мы, поэты;

    Так суеверные приметы

    Согласны с чувствами души.

  22. Тучки небесные, вечные странники!

    Степью лазурною, цепью жемчужною

    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

    С милого севера в сторону южную. 

     

    Эти лермонтовские строки написаны

  23. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге – это

  24. И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокой век восславил я Свободу

    И милость к падшим призывал.

     

    Это строки из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое написано

  25. Ты слушать исповедь мою

    Сюда пришёл, благодарю.

    Все лучше перед кем-нибудь

    Словами облегчить мне грудь...

     

    Это строки поэмы М.Ю. Лермонтова, которая написана

  26. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

    Засох и увял он от холода, зноя и горя

    И вот, наконец, докатился до Черного моря.

     

    Эти поэтические строки М.Ю. Лермонтовым написаны

  27. Что ты жадно глядишь на дорогу

    В стороне от весёлых подруг?

    Знать, забило сердечко тревогу,

    Все лицо твоё вспыхнуло вдруг

     

    Эти некрасовские строки написаны

  28. От других мне хвала – что зола,

    От тебя и хула – похвала.

     

    Это стихотворение А. Ахматовой написано

  29. Ему грациозная стройность и нега дана,

    И шкуру его украшает волшебный узор,

    С которым равняться осмелится только луна,

    Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

     

    Эти поэтические строки Н.С. Гумилёва написаны

  30. Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи») написано

  31. Во глубине сибирских руд

    Храните гордое терпенье...

    Эти пушкинские строки написаны

  32. Мороз и солнце; день чудесный!

    Ещё ты дремлешь, друг прелестный...

     

    Эти пушкинские строки написаны

  33. Душа готова, как Мария,

    К ногам Христа навек прильнуть.

     

    Эти стихи Ф.И. Тютчева написаны

  34. Тускло светится луна

    В сумраке тумана...

     

    Это строки из баллады В.А. Жуковского «Светлана», которая написана

  35. Литературоведческий термин, обозначающий один из видов рифмы

  36. Укажите, каким стихотворным размером написано стихотворение М.Ю. Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники! / Степью лазурною, цепью жемчужною / Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, / С милого севера в сторону южную».

  37. Стихотворный размер некрасовских строк: «Славная осень! Здоровый, ядреный / Воздух усталые силы бодрит; / Лед неокрепший на речке студеной / Словно как тающий сахар лежит»

  38. Стихотворный размер пушкинских строк: «Мороз и солнце; день чудесный! / Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

  39. Укажите стихотворный размер стихотворения Н. Гумилева: «Очарован соблазнами жизни, / Не хочу я растаять во мгле, / Не хочу я вернуться к отчизне, / К усыпляющей мертвой земле».

  40. Укажите размер стихотворения: «Металлов тверже он и выше пирамид; / Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, / И времени полет его не сокрушит».

  41. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» («Скажи-ка, дядя, ведь недаром…») написано

  42. Найдите двусложные стихотворные размеры

  43. Трехсложные размеры в стихосложении

  44. Стихотворная речь – это ритмически упорядоченная речь, подчиняющаяся звуковой закономерности, звуковым повторам, к которым относятся

  45. Определите стихотворный размер отрывка.

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин)

Сообщить об ошибке