Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Стихосложение
Важными понятиями стихосложения как способа организации звукового состава стихотворной речи являются рифма и стихотворный размер.
Рифма (греч. rhythmos – соразмерность, согласованность) – это созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк.
В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:
- мужская, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха, например:
Оборвана цепь жизни молодо́й,
Окончен путь, бил час, пора домо́й,
Пора туда, где будущего не́т,
Ни прошлого, ни вечности, ни ле́т.
(М.Ю. Лермонтов)
- женская, где ударение падает на предпоследний слог, например:
Везде сребро да зла́то,
Всё светло и бога́то.
(А.С. Пушкин)
- дактилическая, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки, например:
Нет, вам наскучили нивы беспло́дные...
Чужды вам страсти и чужды страда́ния;
Вечно холодные, вечно свобо́дные,
Нет у вас родины, нет вам изгна́ния.
(М.Ю. Лермонтов)
- гипердактилическая, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше и которая используется значительно реже остальных, например:
От луны лучи протя́гиваются,
К сердцу иглами притра́гиваются…
(В.Я. Брюсов)
Существует несколько способов рифмовки строк в поэтическом произведении: смежная, перекрёстная, кольцевая (опоясывающая), сплетённая.
Смежная – рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб – одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов), например:
Выткался на озере алый свет зари́,
На бору со звонами плачут глухари́.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло́.
Только мне не плачется – на душе светло́.
(С.А. Есенин)
Перекрёстная – рифмовка первого стиха с третьим, второго с четвертым (абаб), например:
Люблю грозу в начале ма́я,
Когда весенний первый гро́м,
Как бы резвяся и игра́я,
Грохочет в небе голубо́м.
(Ф.И. Тютчев)
Кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвертым, а второй – с третьим (абба), например:
Глядел я, стоя над Нево́й,
Как Исаака-велика́на
Во мгле морозного тума́на
Светился купол золото́й.
(Ф.И. Тютчев)
Сплетённая рифма имеет множество схем. Это общее наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба, абвабв и др., например:
Вдали от солнца и приро́ды,
Вдали от света и иску́сства,
Вдали от жизни и любви́
Мелькнут твои младые го́ды,
Живые помертвеют чу́вства,
Мечты развеются твои́.
(Ф.И. Тютчев)
Стихотворный размер – это способ организации звукового состава стихотворного произведения.
Стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трёхсложных. Двусложные – это когда в стопе два слога, трёхсложные – когда, соответственно, три.
Стопа – повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определённого количества слогов: одного ударного и одного или более безударных.
Двусложные размеры стиха
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге. В стихотворении, написанном хореем, ударные слоги в поэтической строке (стихе) нечётные.
Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. В лирическом произведении, написанном ямбом, ударные слоги в стихе чётные.
Трёхсложные размеры стиха
Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге. Ударные слоги в стихе, написанном дактилем, – 1-й, 4-й, 7-й, 10-й.
Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге в стопе. В лирическом произведении, написанном амфибрахием, ударные слоги – 2-й, 5-й, 8-й, 11-й.
Анапест – трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге. Ударные слоги в стихотворении, написанном анапестом, – 3-й, 6-й, 9-й, 12-й.
Часто в стихотворных строках встречается сверхсхемное, то есть дополнительное, ударение – спондей или пропуск ударения в стопе – пиррихий.
-
Стихотворный размер следующих строк:
«Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть».
-
Стихотворный размер следующих строк:
Мне каждый звук терзает слух,
И каждый луч глазам несносен...
В. Ходасевич
-
Двусложная стопа с ударением на первом слоге
-
Двусложная стопа с ударением на втором слоге
-
Трехсложная стопа с ударением на первом слоге
-
Трехсложная стопа с ударением на втором слоге
-
Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге
-
Литературоведческий термин, обозначающий один из видов рифмы
-
Литературоведческий термин, обозначающий один из видов рифмы
-
Стихотворный размер пушкинских строк:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье...
-
Стихотворный размер пушкинских строк:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
-
Стихотворный размер пушкинских строк:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман...
-
Стихотворный размер лермонтовских строк:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
-
Стихотворный размер некрасовских строк:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар, лежит.
-
Стихотворный размер некрасовских строк:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу,
Все лицо твое вспыхнуло вдруг...
-
Размер строк из стихотворения А. Белого:
В сердце бедном много зла
Сожжено и перемолото.
Наши души — зеркала,
Отражающие золото...
-
Способ рифмовки в строфе С. Есенина:
Зашумели над затоном тростники,
Плачет девушка-царевна у реки
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
-
Стихотворный размер в строфе
(А.С. Пушкин «Вольность»):
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок...
-
Стихотворный размер в строфе
(М.Ю. Лермонтов «Благодарность»):
За все, за все благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагам и клевету друзей...
-
Способ рифмовки в строфе
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»):
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
-
Способ рифмовки в строфе
(А.С. Пушкин «Приметы»):
Мечтанью вечному в тиши
Так предаёмся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
-
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Эти лермонтовские строки написаны
-
Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге – это
-
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Это строки из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое написано
-
Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь...
Это строки поэмы М.Ю. Лермонтова, которая написана
-
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
Эти поэтические строки М.Ю. Лермонтовым написаны
-
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу,
Все лицо твоё вспыхнуло вдруг
Эти некрасовские строки написаны
-
От других мне хвала – что зола,
От тебя и хула – похвала.
Это стихотворение А. Ахматовой написано
-
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Эти поэтические строки Н.С. Гумилёва написаны
-
Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи») написано
-
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье...
Эти пушкинские строки написаны
-
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный...
Эти пушкинские строки написаны
-
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Эти стихи Ф.И. Тютчева написаны
-
Тускло светится луна
В сумраке тумана...
Это строки из баллады В.А. Жуковского «Светлана», которая написана
-
Литературоведческий термин, обозначающий один из видов рифмы
-
Укажите, каким стихотворным размером написано стихотворение М.Ю. Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники! / Степью лазурною, цепью жемчужною / Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, / С милого севера в сторону южную».
-
Стихотворный размер некрасовских строк: «Славная осень! Здоровый, ядреный / Воздух усталые силы бодрит; / Лед неокрепший на речке студеной / Словно как тающий сахар лежит»
-
Стихотворный размер пушкинских строк: «Мороз и солнце; день чудесный! / Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
-
Укажите стихотворный размер стихотворения Н. Гумилева: «Очарован соблазнами жизни, / Не хочу я растаять во мгле, / Не хочу я вернуться к отчизне, / К усыпляющей мертвой земле».
-
Укажите размер стихотворения: «Металлов тверже он и выше пирамид; / Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, / И времени полет его не сокрушит».
-
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» («Скажи-ка, дядя, ведь недаром…») написано
-
Найдите двусложные стихотворные размеры
-
Трехсложные размеры в стихосложении
-
Стихотворная речь – это ритмически упорядоченная речь, подчиняющаяся звуковой закономерности, звуковым повторам, к которым относятся
-
Определите стихотворный размер отрывка.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин)