Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Средства художественной выразительности, тропы, стилистические фигуры

Конспект

Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.

Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.

Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др.

Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.

Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.

Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).

Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.).

Гипербола – непомерное преувеличение.

Литота – непомерное преуменьшение.

Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.

Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений.

Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.

 

Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон.

Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.

Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.

Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.

Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.

Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А.С. Пушкина).



Вопросы
  1. Троп в отрывке М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича....»:

    «Ходит плавно – будто лебедушка;

    Смотрит сладко – как голубушка;

    Молвит слово – соловей поет».

  2. Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели

  3. Средство художественной выразительности использовано в пословице «С миру по нитке – голому рубаха»

  4. Средство художественной выразительности использовано в пословице «Все за одного, и один за всех»

  5. Средство художественной выразительности использовано в пословице «Ученье – свет, а неученье – тьма»

  6. Гипербола использована в поговорке

  7. Троп, использованный в строках К.Д. Бальмонта:

    «И почему так ландыш вдруг

    Вздохнул, в траве бледнея?»

  8. Троп, использованный П.Н. Васильевым в строке из стихотворения «Всадники»

    «Кони, словно нагайки,

    Вытянулись на бегу»

  9. Изобразительно-выразительное средство языка, используемое автором «Слова о полку Игореве»: «борзые кони», «червленые щиты», «храбрая дружина», «златые шеломы»

  10. Средство художественной выразительности образов-символов в характеристике князей «Слова о полку Игореве»: «солнца», «света», «соколов» и «тьмы», «туч», «галок», «черного ворона»

  11. Стилистическая фигура, использованная М.Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри»: «А душу можно ль рассказать?»

  12. Умирает мартовский снег, мы устроим ему весёлые похороны. Художественный приём, использованный в подчёркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется

  13. «Краска стыда вся ушла на флаги». Троп, использованный в этой поэтической строке Иосифом Бродским, – это

  14. Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

    И звезда с звездою говорит.

     

    В данных поэтических строках М.Ю. Лермонтова использовано такое средство выразительности, как

  15. В пословице «Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха» использовано такое средство художественной выразительности, как

  16. Месяц упал в камыши. В данном предложении использован такой художественный прием, как

  17. «Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, стараясь обогнать друг друга». В этом отрывке из «Кладовой солнца» М.М. Пришвина использован такой художественный прием, как

  18. «Брат нежный мой! Сестра моя!» В этой поэтической строке из стихотворения Марины Цветаевой «Так плыли: голова и лира...» использовано такое средство художественной выразительности, как

  19. В пословице «Все за одного и один за всех» использовано такое средство художественной выразительности, как

  20. «Звучал булат, картечь визжала». В данной строке стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» использован такой художественный прием, как

  21. Постоянным эпитетом, характеризующим в русском фольклоре море и небо, является слово

  22. «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». В данных словах Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских») использован такой художественный приём, как

  23. И почему так ландыш вдруг вздохнул, в траве бледнея?

    В данных строках стихотворения Константина Бальмонта использовано такое средство художественной литературы, как

  24. …любовь ещё, быть может,

    В душе моей угасла не совсем.

     

    В данных пушкинских строках использовано такое средство художественной выразительности, как

  25. «В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем». Троп, использованный Пушкиным в данном фрагменте, – это

  26. Клянусь четой и нечетой,

    Клянусь мечом и бравой битвой,

    Клянуся утренней звездой,

    Клянусь вечернею молитвой...

     

    В этих пушкинских строках использована такая стилистическая фигура, как

  27. Употребление слова в переносном значении, сопоставление предметов, явлений на основе сходства, скрытое сравнение – это

  28. С миру по нитке – голому рубаха.

    В данной пословице использовано такое средство художественной выразительности, как

  29. Какой художественный прием использован в стихах А. Блока: «К ней прилегла в опочивальне / Ее сиделка – тишина»?

  30. «Краска стыда вся ушла на флаги» – троп из стихотворения И. Бродского

  31. Укажите, какой художественный прием использован в следующей строке стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»: «Уж пламя жадное листы твои...».

  32. Укажите художественный прием, использованный Н. Черновой в строках: «То два крыла, пшеничных и ковыльных, / Ведут меня – и с ними я в ладу».

  33. Аллегория – обязательный прием

  34. Укажите художественное средство выразительности, используемое М. Цветаевой: «Брат нежный мой! Сестра моя!».

  35. «Умирает мартовский снег, / Мы устроим ему веселые похороны». Художественный прием, использованный в подчеркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется

  36. Назовите художественный прием, при помощи которого в русских былинах описывается чудесное оружие богатыря – булатный меч в 40 пудóв (пуд равен 16 кг).

  37. Назовите средство создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер, может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Сообщить об ошибке