Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Античный театр. Эсхил «Прикованный Прометей». Образы древнегреческой мифологии в литературе

Конспект

Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам – покровителям земледелия, и в первую очередь Дионису: в ходе празднеств в честь этого бога хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально – «песнь козлов»).

Годом рождения мирового театра считается 534 год до н.э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора. Декламатор, которого в VI веке до н.э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софокл третьего, – в V веке до н.э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате – преобразование хора сатиров в драму.

В те времена существовали пьесы только двух жанров – трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках, а играющие мифических персонажей – на котурнах. Декораций не было.

Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели они, как правило, отдельно от мужчин.

В Греции профессия актёра считалась престижной, а в Риме – позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

Знаменитые драматурги того времени – Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан – отец комедии. В Риме можно отметить комедиографа Плавта и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.

До нас дошли многие пьесы древнегреческих авторов, несколько пьес об Ипполите, трагедия Эсхила «Прометей прикованный», несколько пьес об Электре, трилогия «Орестея» и другие.

В Древнем Риме были популярны ателланы, короткие фарсовые представления в духе буффонады.

В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов для сокращения издержек. Театр состоял из следующих частей:

  • пространства для зрителей (театра), поднимавшегося ярусами из центра здания к краям в виде полукружия, чаши;

  • круглой площадки на дне чаши, которая называлась орхестрой;

  • четырёхугольной удлиненной площади за орхестрою, занятой особым зданием, которое называлось скеной (сценой);

  • ровной утрамбованной площадки для хора и актёров, которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором, поближе к зданию сцены;

  • помещения для переодевания актёров, располагающегося за орхестрой, которое называлось проскением.

 

Скамейки для зрителей сначала были деревянные, потом их заменили каменными.

Количество мест для зрителей доходило в самом большом театре до 44 000, в маленьком – до 17 000. На свои места публика проходила через орхестру по лестницам, а в орхестру снаружи вели боковые проходы. Ярусы мест для зрителей, если их было несколько, отделялись один от другого просторными проходами, по которым могла свободно двигаться публика.

Представление проходило под открытым небом – при естественном освещении солнца – и длилось от рассвета до заката, поэтому зрители приносили с собой корзинки с едой и могли свободно входить и выходить во время спектакля.

Расходы на постановку драм государство возлагало на состоятельных граждан, которых называли хорегами. Пышность постановки целиком зависела от щедрости хорега.

Избранное жюри (10 человек) оценивало спектакли и присуждало премии. При выборе победителя учитывалось мнение публики.

Награда в равной степени принадлежала поэту-драматургу, хорегу и протагонисту (главному актёру).

 

«Прометей прикованный», в некоторых переводах «Прикованный Прометей» (краткое содержание) – трагедия древнегреческого драматурга Эсхила. Она входила в тетралогию, которая, кроме названной, включала трагедии «Прометей освобожденный» (сохранилась фрагментарно) и «Прометей-Огненосец» (не сохранилась), а также неизвестную сатировскую драму.

Действующие лица трагедии «Прометей прикованный»: Ио (дочь Инаха) Гермес, Прометей, власть и сила, Гефест.

Сюжет. За похищение огня Гефест приковывает Прометея по велению Зевса к скале под надзором Власти и Силы. Узника посещают Океаниды, их отец Океан, царевна Ио (возлюбленная Зевса), в своих скитаниях по свету случайно попавшая к скале. Прометей рассказывает им, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, проклинает Зевса и пророчествует.



Вопросы
  1. Участник диалога с Прометеем («Прикованный Прометей»):

    – Слепые в них я поселил надежды.

    – Большую пользу этим ты принес.

    – Потом огонь я дал несчастным людям.

    – Огонь – недолговечным существам?

    – И многим он искусствам их научит!

  2. Герой, положивший конец страданиям Прометея из трагедии Эсхила

  3. Периодичность театральных представлений в Древней Греции

  4. К образам-персонажам трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» не относится

  5. В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» главному герою сочувствует

  6. «Отцом трагедии» называют

  7. В Древней Греции театральные представления проводились

  8. ...я дерзнул: освободил людей От участи – погубленными Зевсом Сойти в Аид... – говорит

  9. Сценой заключения мира между Одиссеем и родственниками убитых заканчивается поэма

  10. Эсхила называют «отцом»

  11. Илион в поэме Гомера «Илиада» – это

  12. В Древней Греции театральные представления являлись составной частью праздников, посвященных богу

  13. В древнегреческих театрах естественной частью костюма всех актеров был(а)

  14. В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» главному герою сочувствует

  15. Как только он воссел на отчий трон,

    Сейчас же начал и почёт и власть

    Распределять меж новыми богами, –

    говорит в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» о Зевсе

  16. Согласно древнегреческой мифологии, освободил Прометея

  17. «…я дерзнул: освободил людей / От участи – погубленными Зевсом / Сойти в Аид…» – говорит

  18. Прометея освободил

Сообщить об ошибке