Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Античный театр. Эсхил «Прикованный Прометей». Образы древнегреческой мифологии в литературе
Древнегреческий театр родился из , посвященных богам – покровителям земледелия, и в первую очередь : в ходе празднеств в честь этого бога хор «», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально – «песнь козлов»).
Годом рождения мирового театра считается 534 год до н.э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора. Декламатор, которого в VI веке до н.э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софокл третьего, – в V веке до н.э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате – преобразование хора сатиров в драму.
В те времена существовали пьесы только двух жанров – трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках, а играющие мифических персонажей – на . Декораций не было.
Женщины (исключая ) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели они, как правило, отдельно от мужчин.
В Греции профессия актёра считалась престижной, а в Риме – позорной (поэтому выступления так шокировали его приближённых).
Знаменитые драматурги того времени – , , , которых называют отцами греческой трагедии, – отец комедии. В Риме можно отметить комедиографаи , который обрабатывал произведения Еврипида.
До нас дошли многие пьесы древнегреческих авторов, несколько пьес об , трагедия Эсхила «», несколько пьес об , трилогия «» и другие.
В Древнем Риме были популярны , короткие представления в духе .
В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов для сокращения издержек. Театр состоял из следующих частей:
-
пространства для зрителей (театра), поднимавшегося ярусами из центра здания к краям в виде полукружия, чаши;
-
круглой площадки на дне чаши, которая называлась ;
-
четырёхугольной удлиненной площади за орхестрою, занятой особым зданием, которое называлось (сценой);
-
ровной утрамбованной площадки для и , которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором, поближе к зданию сцены;
-
помещения для переодевания актёров, располагающегося за орхестрой, которое называлось проскением.
Скамейки для зрителей сначала были деревянные, потом их заменили каменными.
Количество мест для зрителей доходило в самом большом театре до 44 000, в маленьком – до 17 000. На свои места публика проходила через орхестру по лестницам, а в орхестру снаружи вели боковые проходы. Ярусы мест для зрителей, если их было несколько, отделялись один от другого просторными проходами, по которым могла свободно двигаться публика.
Представление проходило под открытым небом – при естественном освещении солнца – и длилось от рассвета до заката, поэтому зрители приносили с собой корзинки с едой и могли свободно входить и выходить во время спектакля.
Расходы на постановку драм государство возлагало на состоятельных граждан, которых называли . Пышность постановки целиком зависела от щедрости хорега.
Избранное жюри (10 человек) оценивало спектакли и присуждало премии. При выборе победителя учитывалось мнение публики.
Награда в равной степени принадлежала поэту-драматургу, хорегу и протагонисту (главному актёру).
, в некоторых переводах «Прикованный Прометей» () – трагедия древнегреческого драматурга Эсхила. Она входила в тетралогию, которая, кроме названной, включала трагедии «» (сохранилась фрагментарно) и «Прометей-Огненосец» (не сохранилась), а также неизвестную .
Действующие лица трагедии «Прометей прикованный»: Ио (дочь Инаха) Гермес, Прометей, власть и сила, Гефест.
Сюжет. За похищение огня Гефест приковывает по велению Зевса к скале под надзором Власти и Силы. Узника посещают , их отец, царевна (возлюбленная Зевса), в своих скитаниях по свету случайно попавшая к скале. Прометей рассказывает им, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, проклинает Зевса и пророчествует.
-
Участник диалога с Прометеем («Прикованный Прометей»):
– Слепые в них я поселил надежды.
– Большую пользу этим ты принес.
– Потом огонь я дал несчастным людям.
– Огонь – недолговечным существам?
– И многим он искусствам их научит!
-
Герой, положивший конец страданиям Прометея из трагедии Эсхила
-
Периодичность театральных представлений в Древней Греции
-
К образам-персонажам трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» не относится
-
В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» главному герою сочувствует
-
«Отцом трагедии» называют
-
В Древней Греции театральные представления проводились
-
...я дерзнул: освободил людей От участи – погубленными Зевсом Сойти в Аид... – говорит
-
Сценой заключения мира между Одиссеем и родственниками убитых заканчивается поэма
-
Эсхила называют «отцом»
-
Илион в поэме Гомера «Илиада» – это
-
В Древней Греции театральные представления являлись составной частью праздников, посвященных богу
-
В древнегреческих театрах естественной частью костюма всех актеров был(а)
-
В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» главному герою сочувствует
-
Как только он воссел на отчий трон,
Сейчас же начал и почёт и власть
Распределять меж новыми богами, –
говорит в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» о Зевсе
-
Согласно древнегреческой мифологии, освободил Прометея
-
«…я дерзнул: освободил людей / От участи – погубленными Зевсом / Сойти в Аид…» – говорит
-
Прометея освободил