Славянская мифология и религия – совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе, и «отдельный народ, племя». Нестор-летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…»
Большинство современных академических исследований относят верования славян к анимизму.
После введения в 988 году князем Владимиром Святославичем христианства под запретом находились традиции и обычаи древней культуры, связанной с язычеством, поклонением многим богам.
Мать – Сыра Земля– женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери. Ср. такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле, целование земли.
Боги восточных славян
Перун – главный бог, покровитель князя и дружины, также Громовержец. Сменился Ильёй-пророком.
Лада – богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.
Лель – божество любви и/или брака. Образ Леля нередок в литературе и искусстве этого и последующих периодов («Руслан и Людмила» Пушкина, «Снегурочка» А.Н. Островского и др.).
Мара – в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскрешения природы.
Чернобог –злой бог, приносящий несчастье.
Ритуальные персонажи-символы плодородия
Не являются богами в прямом смысле слова, будучи архаичным этапом развития культа умирающего и воскресающего божества. Представляют собой чучела, являющиеся средоточием сил плодородия и плодовитости. После чествования и оплакивания чучела разрываются, утапливаются или сжигаются. Остатки разбрасываются по полям или в хлеву.
В русской литературе мы почти не встретим славянских богов, а вот представители низшей мифологии встречаются там гораздо чаще.
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Домовому» называет это мифологическое существо «незримым покровителем мирного поместья», «тайным стражем».
Стихотворение Пушкина «Бесы»отличается многоплановостью, которая раскрывается в загадочных и мрачных образах этого произведения. Сначала поэт изображает довольно обыденную картину: путника остановила метель, и это вызвало у него тревогу и грустные мысли.
Первая часть стихотворения носит более спокойный характер, здесь раскрывается тема дороги. Вторая часть показывает возникшие препятствия, приобретающие символический смысл. Постепенно движение кибитки осложняется и становится понятно, что дальше двигаться будет очень тяжело. Третья часть стихотворения – это яркая кульминация сюжета: человек оказывается в безвыходном положении, так как он бессилен перед метелью.
«Бесы» сильны мистическим подтекстом, в котором рок сравнивается с мощной природной стихией.
Образ русалки находится в центре стихотворений М.Ю. Лермонтова «Морская царевна»и К.Д. Бальмонта «Русалка».
Представители низший мифологии – главные действующие лица стихотворений А.А. Блока «Старушка и чертенята»и казахстанского поэта Е.В. Курдакова «Леший», о вездесущности Бога повествуется в стихотворении И.А. Бродского «В деревне Бог живёт не по углам…».
Вопросы
«Куртак курбатый», то есть бес (лукавый, нечистый) малорослый, – называет
Бог славянского пантеона, враждебный человеку, – это
В славянской мифологии Белбог (Белобог) – это
В славянской мифологии Лель – это
«Незримым покровителем мирного поместья», «тайным стражем» называет
Бог плодородия в славянской мифологии – это
Солнечное божество славянской мифологии, которое замыкало зиму и отмыкало весну, покровительствовало свадьбам и считалось предком русских людей (от князя до земледельца), – это
В славянской мифологии Волос (Велес) – это
Очень древним положительным божеством славянского пантеона, прародительницей, хранительницей рода и традиции, детей и околодомашнего пространства является
Совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов – это
Главным славянским богом, Громовержцем, покровителем князя и дружины, был
Олицетворённым солнцем в славянской мифологии является
Безысходность и страх («… надрывая сердце мне…») лирического героя перед мифической силой природного явления показаны А.С. Пушкиным в произведении
Сообщить об ошибке
Выберите специализацию и пройдите ЕНТ
Обязательные
Математическая грамотность
Грамотность чтения
История Казахстана
Предметы по профилю
Биология
Химия
Английский язык
Французский язык
География
Немецкий язык
Информатика
Основы права
Казахская литература
Русская литература
Математика
Физика
Русский язык
Всемирная история
Внимание!
Выберите специализацию и пройдите ЕНТ
Сообщить об ошибке
Внимание!
Необходимо авторизоваться
Внимание!
{{ errors }}
Внимание!
В ваш аккаунт был осуществлён вход с другого устройства, ваша текущая сессия завершена.
Выберите специализацию и пройдите ЕНТ
Внимание!
Необходима активная подписка
Выберите язык прохождения IQ тестирования
Проверьте правильность введенных данных
Важно!
Во время прохождения онлайн тура мы запрещаем открывать
дополнительные вкладки браузера, при повторном
открытии мы аннулируем ваши результаты!
Ваши результаты аннулированы!
Обратитесь к организатору конкурса.
Обратите внимание! По выбранным Вами предметам ГРАНТЫ не предоставлены. В AlmaU, Университете Нархоз и Каспийском Университете представлены специальности, где профильными предметами являются математика, физика, география, иностранный язык, Человек. Общество. Право, всемирная история, биология, химия и творческий экзамен.
Сканируй QR код, скачивай приложение
и учись вместе с нами
1. Скачайте приложение iTest, используя QR-код или строку поиска в AppStore или Play Market
2. Авторизуйтесь в приложении и готовьтесь к экзаменам вместе с нами