Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Славянские мифы. Образы славянской мифологии в русской поэзии

Конспект

Славянская мифология и религия – совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе, и «отдельный народ, племя». Нестор-летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…»

Большинство современных академических исследований относят верования славян к анимизму.

После введения в 988 году князем Владимиром Святославичем христианства под запретом находились традиции и обычаи древней культуры, связанной с язычеством, поклонением многим богам.

Общеславянские боги                      

  • Перун – громовержец, главный бог пантеона.

  • Мать – Сыра Земля – женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери. Ср. такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле, целование земли.

 

Боги восточных славян

  • Перун – главный бог, покровитель князя и дружины, также Громовержец. Сменился Ильёй-пророком.

  • Хорс – олицетворённое солнце.

  • Даждьбог – солнечное божество, замыкает зиму и открывает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца.

  • Стрибог – божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром).

  • Мокошь (Макошь) – женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.

Другие боги Древней Руси

  • Белбог (Белобог) – хранитель и податель добра, справедливости, удачи и счастья.

  • Волос и Велес) часто отождествляются, однако, по источникам, у них разные функции:

Волос – «скотий бог», покровитель скота. Сменился святым Власием Севастийским.

Велес – бог-покровитель сказителей и поэзии.

  • Лада – богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.

  • Лель – божество любви и/или брака. Образ Леля нередок в литературе и искусстве этого и последующих периодов («Руслан и Людмила» Пушкина, «Снегурочка» А.Н. Островского и др.).

  • Сварог – возможно, бог-кузнец.

  • Сварожич – олицетворённый огонь.

  • Ярило – бог плодородия.

  • Мара – в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскрешения природы.

  • Чернобог –злой бог, приносящий несчастье.

Ритуальные персонажи-символы плодородия

Не являются богами в прямом смысле слова, будучи архаичным этапом развития культа умирающего и воскресающего божества. Представляют собой чучела, являющиеся средоточием сил плодородия и плодовитости. После чествования и оплакивания чучела разрываются, утапливаются или сжигаются. Остатки разбрасываются по полям или в хлеву.

Персонажи, олицетворяющие народные праздники

Персонажи низшей мифологии

  • Вий – персонаж из преисподней, взгляд которого убивает.

  • Заложные покойники – люди, умершие не своей смертью.

  • Русалка – душа «заложного» покойника.

  • Мавка – злой дух, русалка.

  • Упырь – «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь.

  • Святочная нечисть – различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами.

  • Бес – злой, враждебный людям дух.

  • Волколак – колдун-оборотень, способный принимать облик волка.

  • Берегиня – персонаж с неясными функциями (возможно, связана с растительными культами).

  • Лихорадка – женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни.

  • Огненный змей – демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям.

  • Кикимора – отрицательный женский персонаж, тип домового.

  • Домовой – дух-покровитель дома.

  • Банник – дух-хозяин бани.

  • Дворовой – дух-хозяин двора.

  • Овинник – дух-хозяин овина.

  • Водяной – дух-хозяин рек и водоёмов.

  • Леший – дух-хозяин леса.

  • Баба-яга.

  • Кащей (Кощей).

В русской литературе мы почти не встретим славянских богов, а вот представители низшей мифологии встречаются там гораздо чаще.

Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Домовому» называет это мифологическое существо «незримым покровителем мирного поместья», «тайным стражем».

Стихотворение Пушкина «Бесы» отличается многоплановостью, которая раскрывается в загадочных и мрачных образах этого произведения. Сначала поэт изображает довольно обыденную картину: путника остановила метель, и это вызвало у него тревогу и грустные мысли.

Первая часть стихотворения носит более спокойный характер, здесь раскрывается тема дороги. Вторая часть показывает возникшие препятствия, приобретающие символический смысл. Постепенно движение кибитки осложняется и становится понятно, что дальше двигаться будет очень тяжело. Третья часть стихотворения – это яркая кульминация сюжета: человек оказывается в безвыходном положении, так как он бессилен перед метелью.

«Бесы» сильны мистическим подтекстом, в котором рок сравнивается с мощной природной стихией.

Образ русалки находится в центре стихотворений М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» и К.Д. Бальмонта «Русалка».

Представители низший мифологии – главные действующие лица стихотворений А.А. Блока «Старушка и чертенята» и казахстанского поэта Е.В. Курдакова «Леший», о вездесущности Бога повествуется в стихотворении И.А. Бродского «В деревне Бог живёт не по углам…».

 



Вопросы
  1. «Куртак курбатый», то есть бес (лукавый, нечистый) малорослый, – называет

  2. Бог славянского пантеона, враждебный человеку, – это

  3. В славянской мифологии Белбог (Белобог) – это

  4. В славянской мифологии Лель – это

  5. «Незримым покровителем мирного поместья», «тайным стражем» называет

  6. Бог плодородия в славянской мифологии – это

  7. Солнечное божество славянской мифологии, которое замыкало зиму и отмыкало весну, покровительствовало свадьбам и считалось предком русских людей (от князя до земледельца), – это

  8. В славянской мифологии Волос (Велес) – это

  9. Очень древним положительным божеством славянского пантеона, прародительницей, хранительницей рода и традиции, детей и околодомашнего пространства является

  10. Совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов – это

  11. Главным славянским богом, Громовержцем, покровителем князя и дружины, был

  12. Олицетворённым солнцем в славянской мифологии является

  13. Безысходность и страх («… надрывая сердце мне…») лирического героя перед мифической силой природного явления показаны А.С. Пушкиным в произведении

Сообщить об ошибке