Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Развитие просвещения у мусульман во второй половине XIX – начале XX веков

Конспект

Традиционное обучение казахов

Казахский народ издревле чтил образованность и грамотность, высмеивал невежество. Родители всегда формировали в детях стремление к знаниям. Например, среди казахов широко бытовала пословица «Знающий победит тысячи, а сильный – только одного».

В XIX – начале XX веков в Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Почти до середины XIX века обучение казахских детей осуществлялось только в мектебах и медресе, дававших мусульманское образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Обучение велось за счет финансовых средств родителей. Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики. В то время большой популярностью среди населения пользовались медресе. Они готовили мулл и преподавателей мектебов. Срок обучения составлял от 3 до 4 лет. Кроме начальных знаний по исламу, учащиеся медресе получали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. Одна из главных функций религиозных учебных заведений состояла в том, чтобы заложить у молодежи высокие нравственные начала и гуманизм. С 1870 года по инициативе царского правительства в медресе в обязательном порядке было введено обучение основам русского языка. Позднее мусульманские учебные заведения Казахстана были подчинены Министерству народного просвещения. Медресе имело несколько классных комнат, помещения для проживания учащихся и омовений, а также столовые. На должность учителя принимали людей зрелого возраста, как правило, имеющих диплом об окончании медресе. После завершения учебы в мектебах родители направляли своих детей в такие известные медресе, как «Галия» в Уфе, «Хусания» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.

Со временем царское правительство старалось взять под контроль мусульманское обучение. Реформы внесли изменения в деятельность религиозных школ Российской империи, что было определено правительственным решением от 26 марта 1870 года «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан». Открытие конфессиональных (религиозных) школ, как правило, санкционировалось генерал-губернатором области. Молодые наставники медресе, пополнявшие свои знания в престижных религиозных учебных заведениях Бухары и Ташкента, по возвращении домой вступали на должность муллы. Главным назначением конфессиональных учебных заведений было воспитание у учащихся высоких нравственных качеств. В начале XX века традиционные мектебы и медресе перестали удовлетворять возросшие запросы общества. Главное, на что обращали внимание царские чиновники при инспектировании религиозных школ, – это состояние преподавания русского языка. Мектебы и медресе, где не преподавался русский язык, закрывались по распоряжению военных губернаторов. По данным за 1896 год во всех мусульманских школах Туркестанского края обучалось свыше 70 тысяч детей.

Революция 1905–1907 годов вынудила царское правительство пойти на некоторые уступки в расширении сети просветительских, в том числе мусульманских учреждений. В 1912 году в Кустанайском уезде Тургайской области было 9 мужских и женских мектебов. В Петропавловске до 1910 года работала мусульманская библиотека-читальня, содержавшаяся на средства городской Думы. Казахская молодежь обучалась в Оренбургском учительском институте, Петербургском, Казанском и Томском университетах. Только в 1896 году от Тургайской области в различных учебных заведениях России обучалось до 50-ти стипендиатов.

Одним из первых профессиональных юристов из числа казахов стал стипендиат от Семипалатинской области в Петербургском университете Жакуп Акбаев. Сын Абая Абдрахман окончил столичное Михайловское артиллерийское училище. Блестящее образование в Военно-­медицинской академии получил Санджар Асфендияров, один из первых казахских ученых. Началось движение за реформирование мусульманских школ, организаторами которого выступили джадидисты. В начале второго десятилетия XX века под влиянием этих новаций в Степи стали появляться так называемые новометодные школы. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым. Если раньше по слогам обучали чтению до 3 лет, то теперь по звукам – всего за 2-3 месяца. Одним из основателей этого направления обучения был известный тюркский просветитель, общественный деятель И. Гаспринский. Джадидисты доказывали также необходимость преподавания в мектебах светских дисципли: арифметики, географии, естествознания, истории и других. В новометодных школах был лучший состав учителей, имелись доступные учебные пособия и оборудование. Более эффективными были и методы обучения. Первый новометодный мектеб в Казахстане возник в г. Туркестане в 1900 году. Позднее они появились и в других городах края. Некоторая часть казахской интеллигенции обучалась в новометодных школах. Например, в Уфе в медресе «Галия» учился Б. Машин, в Оренбурге в медресе «Усмания» — К. Болганбаев и другие. И А. Кунанбаев также обучался у сторонников новометодных школ в медресе «Ахмет-Риза» в г. Семипалатинске. Но новометодные мектебы не получили широкого распространения. Царское правительство заняло жесткую позицию противодействия открытию новометодных школ. Оно рассматривало их как центры пропаганды идей панисламизма и пантюркизма. Так, к 1917 году на территории Казахстана насчитывалось всего около 100 новометодных школ. Согласно переписи населения 1897 года, число образованных казахов составляло 49 000 человек, что составляло 10% от всего коренного населения.



Вопросы
  1. До середины XIX века обучение казахских детей осуществлялось в мектебах и медресе, дававших

  2. В начале XX века началось движение за реформирование мусульманских школ, организаторами которого выступили

  3. Одним из основателей новометодного направления обучения был известный тюркский просветитель, общественный деятель

  4. До 1910 года работала мусульманская библиотека-читальня, содержавшаяся на средства городской Думы

  5. По данным за 1896 год, во всех мусульманских школах Туркестанского края обучалось свыше

  6. В 1896 году около 50 казахских студентов из Тургайской области учились в

  7. Первый новометодный мектеб в Казахстане возник в 1900 году в

  8. Первый казахский юрист, степендиат из Семипалатинской области

  9. Согласно переписи населения 1897 года, число образованных казахов составляло 49 000 человек, что составляло от всего коренного населения

  10. Главное, на что обращали внимание царские чиновники при инспектировании религиозных школ, – это состояние преподавания русского языка, если он не преподавался, то учреждения закрывались по распоряжению

  11. В 1870 г. в медресе в обязательном порядке было введено изучение

  12. Мусульманская библиотека-читальня, содержавшаяся на средства городской думы до 1910 г., функционировала в

Сообщить об ошибке