Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Искусство и музыка казахского народа в XIX – XX веках

Конспект

Живопись.

Большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа внесли русские художники прогрессивного направления. Побывавшие в составе различных экспедиций в Казахстане художники Б. Смирнов, О. Федорченко, П. Кошаров отобразили жизнь народа в своих произведениях. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина. В картине «Окружающие Лепсинский край горы» он мастерски передает красоту казахского края. Все свои произведения посвятил казахской тематике художник Н. Хлудов. Сохранилось более 100 его картин, акварелей и эскизов. С большой любовью в своих картинах «Прогон скота», «За дровами» художник изобразил казахскую Степь.

Прикладное искусство казахов имеет многовековую историю. Изделия народных мастеров демонстрировались в XIX веке на крупных выставках в Петропавловске и Кокшетау (1876 год). Были представлены великолепные сырмаки – постилочные войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры. Для их украшения применялись три стиля казахского орнамента: геометрический, растительный, зооморфный. Была распространена серебряная и костяная инкрустация седел и конского снаряжения. При изготовлении женской и мужской одежды широко применялась вышивка. В аулах деревянные изделия мастеров-казахов (кебеже, тосек агаш, сундук), успешно соперничали с фабричными. Получили распространение изделия из металла. Мастера-ювелиры изготавливали изящные украшения. Казахские ювелирные изделия, национальные костюмы были выставлены на Всемирной выставке в Париже в 1868 году. Русская общественность знакомилась с казахскими музыкальными инструментами на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство.

Основным мотивом казахских классических музыкальных произведений второй половины XIX века была освободительная борьба народа против угнетателей. В этих произведениях отражались черты национального характера казахского народа: доброта и щедрость, героизм и широта души.

Таттимбет Казаигаиулы (1815–1862 гг.) – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Таттимбет родился на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Он был из рода каракесек Среднего жуза. Таттимбета привлекали кюи-легенды и эпические кюи, созданные в ХІІІ–ХVІІ веках.

В 1842–1845 годах Таттимбет был волостным правителем в Каркаралинском округе, но по собственному желанию оставил должность. В 1855 году в составе делегации побывал в Петербурге, присутствовал при коронации Александра II. Сохранилось свыше 40 кюев Татимбета. Таттимбету принадлежат классические образцы традиционных юоев: «Боз айгыр», «Бозторгай», «Алшагыр». К лучшим произведениям казахской инструментальной музыки относятся его кюи «Саржайлау», «Былқылдақ», «Көкейкесті».

Курмангазы Сагырбайулы (1818–1889 гг.) – гениальный композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Курмангазы родился на территории Букеевской Орды, в урочище Жидели. Первым наставником Курмангазы в игре на домбре стал Ханбазар. Главным его учителем был кюйши Узак. Свой кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836–838 годов в Букеевской Орде Исатаю Тайманову.

Мотивы несгибаемой воли народа к свободе родной земли, безграничной Степи слышатся в кюе Курмангазы «Сарыарка». В конце 1880 года Курмангазы окончательно переехал в селение Сахма Астраханской губернии, где и похоронен. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы. У композитора есть и танцевальные кюи: «Балбырауын», «Қызыл кайың». Имя Курмангазы присвоено Алма-Атинской консерватории и Государственному оркестру казахских национальных инструментов.

Даулеткерей Шыгайулы (1820–1887 гг.) – знаменитый композитор-кюйши, основоположник лирического направления в домбровой музыке. Даулеткерей происходил из степной аристократии Младшего жуза, был потомком казахских ханов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836–1838 годов в Букеевской Орде.

Даулеткерей установил связи с казахской молодежью, получившей образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета Г. Ващенко он был избран в 1851 году султаном-правителем рода Сергели. В 1855 году Даулеткерей Шигайулы в составе делегации почетных казахов по случаю коронации императора Александра II посетил столицу Российской империи Петербург. В 1862 году состоялась встреча Даулеткерея с «отцом казахских кюев» Курмангазы. Известно около 40 кюев Даулеткерея Шигайулы. Тонкие психологические женские портреты созданы им в кюях «Қос алқа», «Қыз Ақжелең», «Ақбала қыз», «Коркөм ханым». Тончайшие душевные преживания переданы в кюях «Ващенко», «Топан», «Қоңыр».

Биржан сал Кожагулулы (1834–1897 гг.) – выдающийся казахский композитор, певец и поэт. Биржан сал родился на территории Кокшетауской, ныне Акмолинской области. Сочинять песни начал с 20 лет. На становление композиторского таланта Биржана сал повлияла встреча в 1865 году с Абаем. Сохранилось около 40 его песен, замечательными образцами которых являются «Біржан сал», «Айтбай», «Ләйлім-шырақ». Гнев Биржана сал в отношении к действиям власть имущих отразили песни «Адасқақ», «Жанбота». Биржан сал был талантливым поэтом и непревзойденным мастером айтыса. Классикой жанра стало его поэтическое состязание в 1871 году в Семиречье с Сарой Тастанбеккызы, казахской поэтессой из Среднего жуза.

Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929 гг.) – выдающийся народный композитор, поэт-публицист. Жаяу Муса родился на берегу озера Жасыбай в Баянаульских горах Павлодарской области. Он учился в русской школе в Омске, где и сочинил свою первую песню «Кыздар-ай» («Ох, девушки»). Обладая острым языком и замечательным даром акына, он создал свою самую знаменитую песню «Аксиса» («Белый ситец»).

За эту песню знаменитый бий Муса Чорманов отнял у Мусы единственного коня. С этого времени певца в народе прозвали Жаяу Муса («пеший Муса»), В 1860 году за свои революционные взгляды Жаяу Муса был выслан в Тобольск. Через два года он принял участие в походе полковника Черняева на Шымкент и Аулие-Ату, но, столкнувшись с жестокостью Черняева, бежал на родину. Недруги не оставили его в покое, сослав на солдатскую службу. Вместе с царскими войсками он побывал в Польше и Литве. Вернувшись на родину, стал знаменитым на всю Степь акыном. Жаяу Муса был знаком с Ш. Уалихановым, сочинил музыку к стихотворению Ы. Алтынсарина «Давайте, дети, учиться». Одно из своих стихотворений он посвятил Абаю. Жаяу Муса сам сочинил тексты к более 70-ти своим песням.

Акан-сере Корамсаулы (1843–1913 гг.) – выдающийся народный композитор. Акан сере родился на берегу озера Улкен Коскол в Кокшетауской области. Творчеством начал заниматься с 16-17 лет. Акан сере – автор замечательных песен: «Балқадиша», «Манмаңгер», «Қулагер», «Сырымбет». В его поэзии нашли отражение идеалы справедливости, осуждались предательство и жестокость. В XX веке на основе творчества Акана сере были созданы музыкальные произведения. Его песни «Балқадиша» и «Қүлагер» звучат в опере Е. Брусиловского «Жалбыр». Классик казахской литературы И. Джансугуров создал образ самого Акана сере в поэме «Құлагер». Г. Мусрепову принадлежит пьеса «Ақан сері-Актокты», одноименная опера – композитору С. Мухамеджанову.

Ыкылас Дукенулы (1843–1916 гг.) – кюйши-композитор, кобызист. Ыкылас родился в Жанааркинском районе Карагандинской области. Его наставником был отец, научивший мальчика исполнять кюи-легенды. Ыкылас возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки легендарного Коркыта. В его кюях «Жез киік», «Қамбар», «Шыгырау», «Қазан» нашли воплощение народные легенды и эпические сказания. В кюе «Жырым патша» высмеивались недостойные правители и чиновники. У Ыкыласа было много последователей, среди которых кюйши-домбрист Сугир Алиев.

Сармалай (1835–1885) – сыбызгист, крупный казахский композитор XIX века. Его настоящее имя Садык. Он родился в Уральской области. Искусству игры на сыбызгы он научился у отца. Сармалай успешно совершенствовал форму сыбызгы, улучшил ее звуковые качества, расширил диапазон. Сармалай создавал замечательные кюи на сюжеты эпоса, сказок, легенд. Один из известных кюев Сармалая – «Кара жорга» («Черный иноходец»).



Вопросы
  1. Автор произведения «Ак сиса»

  2. Поэтическое наследие Жаяу Мусы

  3. Возродил музыкальную традицию кобыза

  4. Таттимбет Казангапов побывал в Петербурге в составе делегации сибирских киргизов и принял участие в церемонии восшествия Александра II на российский престол

  5. Таттимбет был волостным правителем в Каркаралинском округе в

  6. Свой кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836–1838 годов в Букеевской Орде

  7. Кюев Курмангазы до наших дней сохранилось

  8. Композитор Курмангазы похоронен

  9. До наших дней сохранилось произведений Биржан-сала

  10. На становление композиторского таланта Биржан-сала повлияла встреча в 1865 году с

  11. Наиболее популярные произведения выдающегося кюйши-композитора Курмангазы Сагырбайулы

  12. Картина(-ы) украинского поэта, художника Т. Шевченко

  13. Произведение(-я) кюйши-композитора Курмангазы Сагырбаева

  14. Произведение(-я) Акана-серы

  15. Песня(-и) Биржан-сала

Сообщить об ошибке