Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Основы философии

Конспект
  1. Роль философии в жизни человека и общества

Философия является третьим в истории культуры, наиболее развитым типом мировоззрения. Первые философские учения появляются на рубеже VII–VI вв. до н. э. практически одновременно и независимо друг от друга в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Немецкий философ ХХ в. К. Ясперс именно это время назвал осевым. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Человек осмысливает мир и себя как проблему, ищет понимание и спасение.

Философия появляется в результате развития самосознания у человечества. Философия в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Первым, кто употребил это слово, был Пифагор. Сущность философии состоит в удовлетворении извечной человеческой потребности в совершенном знании, им является мудрость. Мудрость – это глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.

Древнегреческий философ Эпикур организовал философскую школу, названную «Сад Эпикура». По мнению Эпикура, цель философии – это счастье человека.

Объектом изучения философии является не конкретная вещь, а мышление о вещи, законы мыслительной деятельности в форме понятий, суждений, умозаключений и т. п., с помощью которых отражаются не только свойства единичного, а общего в единичном. Предметом философии являются наиболее общие законы развития, общества и мышления.

Слово ум, или интеллект, означает «разумение, понимание, познание, рассудок». Это структура сознания, заключающаяся в способности к рациональному (рассудочному и разумному) мышлению. Результатом процесса мышления всегда является та или иная мысль. Философия как особая сфера поиска сущего выступает в форме мысли. Она является познанием в понятиях и категориях. Категории – это предельно общие понятия, обладающие статусом всеобщности и необходимости. Философско-логическое оперирование понятиями ведет к установлению необходимых связей и причинных зависимостей, упорядочиванию хаотически случайного потока жизненных впечатлений.

  1. Философия как школа мысли

Интенсивное развитие философии на Востоке начинается в VII в. до н. э. В Древней Индии философские учения формировались на основе мифологии, эпических поэм, религиозной литературы и брахманизма. Здесь форма передачи навыка получила название Упанишады. Ученику открывается знание (Веда) только при условии его постоянного нахождения рядом с учителем. Принято разделять философские школы Древней Индии на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) в зависимости от признания ими авторитета Вед. Ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, существование Бога, бессмертие и перевоплощение души. К ним относились такие школы, как Санкхья, Йога, Веданта, Ньяя, Вайшешика, Миманса. Неортодоксальные школы либо не признавали авторитет Вед, либо выступали с критикой брахманизма. К ним относились такие школы, как Джайнизм, Буддизм, Чарвака, Адживика.

Основные идеи древнеиндийской философии:

  • идея Абсолютного, или первоначала;
  • идея Бога и богов;
  • идея непрерывности (круговорота) жизни, воплощения и перевоплощения Атмы (колесо сансары);
  • идея бессмертия индивидуальной души – Атмы;
  • идея кармы;
  • идея множества обитаемых миров, материальных и духовных, обретаемых человеком по закону кармы;
  • идея праведного пути (йоги), ведущего к освобождению (мокше).

Характерные черты индийской философии древности:

  • большинство школ были религиозно-идеалистическими;
  • преобладание духовной проблематики (спиритизма);
  • практический характер философии;
  • понимание высшей практической и вместе с тем духовной цели жизни человека и достижение освобождения (мокши, или нирваны) от страданий;
  • объяснение зависимости и страданий живых существ незнанием (авидья);
  • тяготение многих философских учений к религии и умозрительности;
  • приверженность традиции.

Основатель буддизма – принц Гаутама, названный Буддой. Будда значит «просветленный». Школу йоги основал мудрец Патанджали.

В VI–V вв. до н. э. происходит активное формирование школ китайской философии. К числу основных школ относятся следующие:

  • натурфилософская школа (сторонники учения об Инь и Ян);
  • даосизм (основатель – Лао-цзы);
  • конфуцианство – школа служивых людей, основателем которой был Конфуций;
  • моизм (основатель – Мо-цзы);
  • школа имен (школа логиков);
  • школа закона (легизм).

Характерные черты китайской философии древности:

  • значительный антропоцентризм;
  • исток и центральное понятие философии – дао;
  • решение преимущественно проблем общественного управления через введение нравственных норм и правил поведения;
  • преобладание идеализма над материализмом;
  • слабое развитие логики и ее связи с наукой;
  • большое влияние традиции через различные ритуалы.

Философия Древней Греции и Древнего Рима называется античной философией. Она появляется в VI в. до н. э. Античная философия условно делится на четыре основных этапа развития:

  • ранняя античная философия (VI в. до н. э.). Появляются первые развернутые философские учения. К этому этапу относятся Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагор, Гераклит, Парменид и др.;
  • расцвет античной философии (V–IV вв. до н. э.). Возникают оригинальные философские учения. Активно развиваются различные философские школы. В это время появляются Зенон, Левкипп, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель и др.;
  • закат античной философии (вторая половина IV в. до н. э. – I в. до н. э.). Греческая философия продолжает развиваться. Во II в. до н. э. появляется римская философия. В эти века практически не возникает оригинальных философских учений. Исключениями были Эпикур и Сенека;
  • упадок античной философии и зарождение христианской философии (I–IV вв.).

Одним из основных в греческой философии был вопрос: что есть начало всех вещей? Поиск первоначала, или архэ, был реализован некоторыми философами в нахождении материальной вещественной субстанции: Фалес считал началом всех начал воду, Анаксименвоздух, Ксенофан землю, Гераклитогонь. Постепенно усиливалось и более абстрактное понимание первоначала. Пифагор соотносил его с числами, Платонс идеями, Левкипп и Демокритс атомами.

Античной философии был свойствен космоцентризм.

Существенное внимание античные философы уделяли обществу. Платон и Аристотель размышляли о том, каким должно быть идеальное государство. Платон пришел к выводу, что демократия – несовершенный способ управления государством. Аристотель же полагал, что главное – это не количество управляющих государством людей, а качество их управления. Назначение и цель государства Аристотель видел в служении благу и счастливой жизни людей. По его мнению, существуют правильные формы государственного устройства (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия).



Вопросы
  1. Интенсивное развитие философии на Востоке начинается в

  2. Слово «философия» впервые употребил

  3. «Махабхарата», «Рамаяна» - эпические поэмы

  4. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает

  5. «Будда» означает

  6. Мудрец, основавший Школу йоги

  7. Китайский философ Лао-цзы является основателем

  8. Античная философия появилась в

  9. В V–IV вв. до н.э. античная философия

  10. Гераклит считал началом всех начал

  11. К числу основных школ китайской философии относится (-ятся)

  12. Характерная черта (-ы) китайской философии древности:

  13. Характерная черта (-ы) индийской философии:

  14. Римский философ (-ы):

  15. К Милетской школе относится философ (-ы):

  16. Философ (-ы), соотносивший (-ие) первоначало с атомами:

  17. Правильная форма (-ы) государственного правления согласно Аристотелю:

  18. Неправильная форма (-ы) государственного правления согласно Аристотелю:

  19. Философы, с именем которых связан расцвет античной философии

  20. Философ, считавший первоначалом воду

  21. Философ (-ы), соотносивший (-шие) первоначало с числами:

  22. Основатель даосизма

  23. Сторонники учения об инь и ян относились к

  24. Во второй половине IV – I вв. до н. э. античная философия

  25. В I–IV вв. н.э. античная философия

  26. Анаксимен считал началом всех начал

  27. Философ, считавший первоначалом землю:

  28. Древнегреческий философ, соотносивший первоначало с идеями

Сообщить об ошибке