
Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Основы философии
- Роль философии в жизни человека и общества
Философия является третьим в истории культуры, наиболее развитым типом мировоззрения. Первые философские учения появляются на рубеже VII–VI вв. до н. э. практически одновременно и независимо друг от друга в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Немецкий философ ХХ в. К. Ясперс именно это время назвал осевым. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Человек осмысливает мир и себя как проблему, ищет понимание и спасение.
Философия появляется в результате развития самосознания у человечества. Философия в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Первым, кто употребил это слово, был Пифагор. Сущность философии состоит в удовлетворении извечной человеческой потребности в совершенном знании, им является мудрость. Мудрость – это глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.
Древнегреческий философ Эпикур организовал философскую школу, названную «Сад Эпикура». По мнению Эпикура, цель философии – это счастье человека.
Объектом изучения философии является не конкретная вещь, а мышление о вещи, законы мыслительной деятельности в форме понятий, суждений, умозаключений и т. п., с помощью которых отражаются не только свойства единичного, а общего в единичном. Предметом философии являются наиболее общие законы развития, общества и мышления.
Слово ум, или интеллект, означает «разумение, понимание, познание, рассудок». Это структура сознания, заключающаяся в способности к рациональному (рассудочному и разумному) мышлению. Результатом процесса мышления всегда является та или иная мысль. Философия как особая сфера поиска сущего выступает в форме мысли. Она является познанием в понятиях и категориях. Категории – это предельно общие понятия, обладающие статусом всеобщности и необходимости. Философско-логическое оперирование понятиями ведет к установлению необходимых связей и причинных зависимостей, упорядочиванию хаотически случайного потока жизненных впечатлений.
-
Философия как школа мысли
Интенсивное развитие философии на Востоке начинается в VII в. до н. э. В Древней Индии философские учения формировались на основе мифологии, эпических поэм, религиозной литературы и брахманизма. Здесь форма передачи навыка получила название Упанишады. Ученику открывается знание (Веда) только при условии его постоянного нахождения рядом с учителем. Принято разделять философские школы Древней Индии на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) в зависимости от признания ими авторитета Вед. Ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, существование Бога, бессмертие и перевоплощение души. К ним относились такие школы, как Санкхья, Йога, Веданта, Ньяя, Вайшешика, Миманса. Неортодоксальные школы либо не признавали авторитет Вед, либо выступали с критикой брахманизма. К ним относились такие школы, как Джайнизм, Буддизм, Чарвака, Адживика.
Основные идеи древнеиндийской философии:
- идея Абсолютного, или первоначала;
- идея Бога и богов;
- идея непрерывности (круговорота) жизни, воплощения и перевоплощения Атмы (колесо сансары);
- идея бессмертия индивидуальной души – Атмы;
- идея кармы;
- идея множества обитаемых миров, материальных и духовных, обретаемых человеком по закону кармы;
- идея праведного пути (йоги), ведущего к освобождению (мокше).
Характерные черты индийской философии древности:
- большинство школ были религиозно-идеалистическими;
- преобладание духовной проблематики (спиритизма);
- практический характер философии;
- понимание высшей практической и вместе с тем духовной цели жизни человека и достижение освобождения (мокши, или нирваны) от страданий;
- объяснение зависимости и страданий живых существ незнанием (авидья);
- тяготение многих философских учений к религии и умозрительности;
- приверженность традиции.
Основатель буддизма – принц Гаутама, названный Буддой. Будда значит «просветленный». Школу йоги основал мудрец Патанджали.
В VI–V вв. до н. э. происходит активное формирование школ китайской философии. К числу основных школ относятся следующие:
- натурфилософская школа (сторонники учения об Инь и Ян);
- даосизм (основатель – Лао-цзы);
- конфуцианство – школа служивых людей, основателем которой был Конфуций;
- моизм (основатель – Мо-цзы);
- школа имен (школа логиков);
- школа закона (легизм).
Характерные черты китайской философии древности:
- значительный антропоцентризм;
- исток и центральное понятие философии – дао;
- решение преимущественно проблем общественного управления через введение нравственных норм и правил поведения;
- преобладание идеализма над материализмом;
- слабое развитие логики и ее связи с наукой;
- большое влияние традиции через различные ритуалы.
Философия Древней Греции и Древнего Рима называется античной философией. Она появляется в VI в. до н. э. Античная философия условно делится на четыре основных этапа развития:
- ранняя античная философия (VI в. до н. э.). Появляются первые развернутые философские учения. К этому этапу относятся Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагор, Гераклит, Парменид и др.;
- расцвет античной философии (V–IV вв. до н. э.). Возникают оригинальные философские учения. Активно развиваются различные философские школы. В это время появляются Зенон, Левкипп, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель и др.;
- закат античной философии (вторая половина IV в. до н. э. – I в. до н. э.). Греческая философия продолжает развиваться. Во II в. до н. э. появляется римская философия. В эти века практически не возникает оригинальных философских учений. Исключениями были Эпикур и Сенека;
- упадок античной философии и зарождение христианской философии (I–IV вв.).
Одним из основных в греческой философии был вопрос: что есть начало всех вещей? Поиск первоначала, или архэ, был реализован некоторыми философами в нахождении материальной вещественной субстанции: Фалес считал началом всех начал воду, Анаксимен – воздух, Ксенофан – землю, Гераклит – огонь. Постепенно усиливалось и более абстрактное понимание первоначала. Пифагор соотносил его с числами, Платон – с идеями, Левкипп и Демокрит – с атомами.
Античной философии был свойствен космоцентризм.
Существенное внимание античные философы уделяли обществу. Платон и Аристотель размышляли о том, каким должно быть идеальное государство. Платон пришел к выводу, что демократия – несовершенный способ управления государством. Аристотель же полагал, что главное – это не количество управляющих государством людей, а качество их управления. Назначение и цель государства Аристотель видел в служении благу и счастливой жизни людей. По его мнению, существуют правильные формы государственного устройства (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия).
-
Интенсивное развитие философии на Востоке начинается в
-
Слово «философия» впервые употребил
-
«Махабхарата», «Рамаяна» - эпические поэмы
-
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает
-
«Будда» означает
-
Мудрец, основавший Школу йоги
-
Китайский философ Лао-цзы является основателем
-
Античная философия появилась в
-
В V–IV вв. до н.э. античная философия
-
Гераклит считал началом всех начал
-
К числу основных школ китайской философии относится (-ятся)
-
Характерная черта (-ы) китайской философии древности:
-
Характерная черта (-ы) индийской философии:
-
Римский философ (-ы):
-
К Милетской школе относится философ (-ы):
-
Философ (-ы), соотносивший (-ие) первоначало с атомами:
-
Правильная форма (-ы) государственного правления согласно Аристотелю:
-
Неправильная форма (-ы) государственного правления согласно Аристотелю:
-
Философы, с именем которых связан расцвет античной философии
-
Философ, считавший первоначалом воду
-
Философ (-ы), соотносивший (-шие) первоначало с числами:
-
Основатель даосизма
-
Сторонники учения об инь и ян относились к
-
Во второй половине IV – I вв. до н. э. античная философия
-
В I–IV вв. н.э. античная философия
-
Анаксимен считал началом всех начал
-
Философ, считавший первоначалом землю:
-
Древнегреческий философ, соотносивший первоначало с идеями