Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Философская антропология

Конспект

1. Человек как центральная проблема философии

Философская антропология – раздел философии, посвященный изучению человека. Она исследует наиболее общие, наиболее масштабные антропологические проблемы, имеющие мировоззренческое значение. Философский подход к антропологии отличается ярко выраженной целостностью и системностью. Философская антропология связана постановкой множества вопросов. Чем «человеческое» отличается от «нечеловеческого»? Что значит «быть человеком»? В чем смысл человеческого бытия? Для чего и зачем люди живут и как они должны жить? Каково предназначение человека? Есть ли оно у него вообще?

Постепенно в философии стали складываться образы человека и основные воззрения на его природу.

1. Античные философы рассматривали человека как образ космоса, микрокосм.

2. Начиная с Сократа, философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души.

3. В Средневековье природа человека понимается как трехчастная: тело – душа – дух. Духовность человека состоит в его совести.

4. В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, в рациональности. Ясное содержание души – это сознание. Такова позиция у Декарта, которому принадлежит изречение: «Я мыслю, следовательно, существую». Исходная точка философии Нового времени – мыслящий субъект, человек разумный.

5. В Новое время главное в человеке – это реализация способностей к действию.

6. Последнее изобретение философии Нового времени – это «сверхчеловек» Ф. Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение. Во главу угла ставится страсть, лидерство, вино, курение, протест против послушания.

7. Философия ХХ в. продолжала поиск подлинности человека. Э. Гуссерль провозгласил подлинной природой человека опыт его сознания – образование идей – эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.

8. Философы-аналитики видят в человеке существо, активно реализующее свои языковые способности.

9. З. Фрейд развил свою философию бессознательного. Главная идея Фрейда: человек – существо эротическое.

10. Согласно мнению постмодернистов человек – существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного.

11. Главный вопрос, который интересовал Фейербаха, – это проблема человека, его сущности. В философии Фейербаха человек рассматривается как «исходный пункт и конечная цель» всех философских исследований. Человек, согласно ему, есть «зеркало природы». Он критиковал религию.

Великий немецкий философ И. Кант еще в конце XVIII в. сформулировал четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

2. Проблема смысла жизни

Смысл жизни – это осознанная ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Смысл – элемент ценностно-мотивированной сферы духовной жизни человека.

К пониманию вопроса о смысле жизни и его решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельно взятого человека и человека как родового существа, человечества. В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях и на собственном опыте, выстраивая свою шкалу ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его поиски представляют второй аспект понимания вопроса о смысле жизни. Они подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием самосознания. Исторически первой формой осознания проблемы смысла жизни стали религиозные представления.

Личные и общественные задачи входят в деятельность человека, осознаются им как цели его жизни. Вот эта осознанность целей и ценностей и составляет субъективную сторону смысла жизни, т. е. то, в чем видит его сам человек. Объективная же сторона смысла жизни – это то, в чем видит его общество.

Термин «человеческий капитал» впервые появился в работах двух американских макроэкономистов Т. Шульца и Г. Беккера в 80-е гг. ХХ века. Т. Шульц, исследуя трудное положение слаборазвитых стран, пришел к выводу, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Что касается Г. Беккера, то он разработал теоретическую модель человеческого капитала и издал книгу «Человеческий капитал». Смысл человеческого капитала в том, что он является необходимым ресурсом повышения конкурентоспособности как государства в целом, так и экономики страны и всех ее трудоспособных граждан.



Вопросы
  1. Знаменитая фраза «Я мыслю, следовательно, существую» принадлежит

  2. И. Кант и Ф. Ницше – представители

  3. Автор (-ы) термина «человеческий капитал»:

Сообщить об ошибке