
Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Современное общество
1. Понятие общества
Понятие общество используется в широком значении – от небольшой группы людей до населения всего земного шара. Понятие общество относится не к отдельному человеку или его деятельности, а именно к совместной деятельности многих людей. Деятельность людей протекает в тесном взаимодействии с природой. Таким образом, общество – форма объединения людей как части материального мира в тесной взаимосвязи с природой и друг другом. Социальной основой любого общества, его первичной ячейкой является семья.
Общественные отношения – это экономические, политические, социальные, культурные отношения между людьми и социальными группами.
Социальная система – это упорядоченная самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивид и те социальные группы, в которые он включен.
Социальные группы – относительно устойчивые сообщества людей, объединенных общими целями, интересами, нормами поведения, социально-психологическими установками. Различают большие, средние и малые социальные группы. К большим социальным группам относятся: классы; этнические и исторические общности (нация, народность, племя); половозрастные группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры и т. д.); социальные слои (касты, сословия); профессиональные группы и др. Средние социальные группы образуют работники конкретного предприятия и территориальные общности (жители одной деревни, города, района). Малые социальные группы состоят из небольшого количества людей, между которыми устанавливаются прямые контакты и устойчивые эмоциональные отношения.
Социальный институт – общественная структура (организация, норма), призванная организовывать, направлять социальные действия людей и управлять ими. Это может быть государство, политические партии, школа, суд, армия, право, церковь, бюрократия, мораль и др. По характеру организации различают формальные и неформальные социальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго регламентированных предписаниях. Примерами таких институтов являются государство, армия, суд, тюрьма, школа. Неформальные институты основаны на традициях, общих интересах, потребностях социально-культурной идентификации и солидарности. Примерами таких институтов являются мораль, обычаи, общественное мнение, гражданское общество и др. Функции социального института: воспроизводство членов общества; социализация (различные формы передачи индивиду социально значимых норм и ценностей); производство и распределение; соблюдение порядка и поддержание морального климата.
Девиантное поведение – отклонения от общепринятых норм поведения. Отклоняющееся поведение оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином обществе. Эта оценка может быть позитивной (таланты, гениальность людей) и негативной (алкоголизм, преступления и др.).
Обществом можно управлять с помощью двух рычагов: государства и гражданского общества. Государство – основной институт, осуществляющий управление и защиту общества, обеспечивающий единообразие политико-экономической и культурно-социальной систем. Древнегреческий философ Демокрит считал, что государство должно обеспечивать справедливость и равное богатство всем гражданам. По его определению, хорошо управляемое государство – это опора для всех.
Признаки государства:
- Государство имеет определенную систему органов власти как в центре, так и на местах.
- Население государства делится на административно-территориальные единицы (села, районы, области и др.).
- Государство имеет свою территорию с четко установленными границами.
- Важным признаком государства является его независимость (суверенитет) от других государств.
- Государство устанавливает и собирает налоги, которые нужны для содержания государственных учреждений.
- Государство создает законы, другие нормативные правовые акты, с помощью которых устанавливает в обществе определенный порядок, определяет права и обязанности государственных органов.
Государства подразделяются по типам на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Аграрные государства бывают рабовладельческими и феодальными.
Выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
1) Экономическая сфера включает организацию производства на основе определенного экономического уклада, производственные отношения, труд человека, проблемы обеспечения членов общества материальными благами.
2) В социальной сфере происходит разделение общества на различные макро- и микрогруппы. Эта сфера общества также охватывает отношения между группами людей.
3) Политической сферой охватываются проблемы государства и государственного управления, власти.
4) Культурно-духовная сфера охватывает все формы общественного сознания: развитие науки, образования, искусства, а также их взаимосвязи.
2. Закономерности общественного развития
Законы общества и его истории – это объективные, существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений общественной жизни. Они определяют направленность общественных процессов.
Закон – философская категория, обозначающая объективную, существенно необходимую и повторяющуюся связь явлений.
Закономерность – категория философии, выражающая существование необходимого порядка в какой-либо области действительности.
Закономерности общества: 1) с увеличением материальных и духовных благ возрастают потребности человека; 2) развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют производство; 3) прогресс общества ведет к закономерному возрастанию субъективного фактора в истории общества и т. д.
Социальная революция – это коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества; способ перехода от одной исторически сложившейся фазы общественного развития к другой. Она противоположность эволюции социальной.
Социальная эволюция – такой этап развития социальной системы, когда она, изменяясь количественно, сохраняет свое основное качество. Она означает постепенные изменения социальной жизни в пределах одной и той же формации, например капиталистической.
Прогресс (лат. progresus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
В Новое время получила популярность идея общественного прогресса – оптимистическое убеждение в том, что в процессе истории жизнь человечества постепенно меняется в лучшую сторону. Прогресс общества характеризуется теми реальными возможностями, которые социум предоставляет каждому человеку, обеспечивая его социальную защиту, получение образования и достойной работы, гражданские права и свободы и т. д.
В истории развития человеческого общества выделяют три стадии – фазы роста: традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество.
Традиционное (аграрное) общество возникло в истории человечества как следствие неолитической революции. Общие черты традиционных обществ: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность налогообложений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентирование общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность. Общество с такими характеристиками охватывает в истории человечества три стадии развития общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, а также распространяется на колониальные и полуколониальные, слаборазвитые страны.
Техническая революция в Западной Европе конца XVIII – начала XIX вв. ознаменовала собой переход общества в царство машин. В индустриальном обществе происходит не только создание машинной индустрии на базе новой техники и технологии, оформление национальных либерально-демократических государств, урбанизация и стандартизация стиля жизни, но и конструирование нового стиля мышления, характеризующегося рационализмом и индивидуализмом. Философы Бэкон и Декарт закладывают мировоззренческие основы инструментального отношения человека к природе, связывая научные исследования с материальной выгодой. В индустриальном обществе техника превратилась в часть бытия человека. Но при этом человек оказался затребованным техникой в такой степени, что в жертву ей приносятся здоровье людей, их наследственность и психика, искусство и гуманизм.
На современной стадии развития цивилизации существует постиндустриальное общество. Это продукт научно-технической революции ХХ века, которая привела к резкому росту производительности труда и общественного богатства. Это изменило характер занятости населения: трудовые ресурсы все больше перемещаются из сферы сельского хозяйства и промышленности в сферу обслуживания, торговли, транспорта, связи, в индустрию досуга, а в перспективе – в сферу культуры, науки, здравоохранения, образования, управления. Одним из основателей и главных разработчиков концепции «постиндустриального» общества является американский профессор Д. Белл. Согласно его концепции, история реализует себя как трехфазовый процесс последовательной смены типов цивилизационной организации. Первая фаза – традиционное общество. Вторая фаза – индустриальное общество. Третья фаза – постиндустриальное общество, главными признаками которого являются: 1) переориентация экономики в сферу сервисных услуг и доминирование наукоемких отраслей промышленности; 2) создание интеллектуальных технологий; 3) радикальные изменения в социальной структуре общества, сопровождающиеся заменой классовой дифференциации, свойственной индустриальному обществу, на профессиональную; 4) выдвижение на первый план феномена знания как основы общественных отношений; 5) переориентация культурной сферы на приоритеты интеллектуализма. В последней трети ХХ века произошла компьютерная революция. Она подготовила как раз переход от индустриального к постиндустриальному, или информационному, обществу.
3. Социальная стратификация и мобильность
Слои населения, различающиеся по имущественному положению, в Древнем Риме с VI в. до н. э. стали называть классами (лат. сlassis – «разряд»). Основы учения о классах и классовой борьбе закладываются в трудах Аристотеля. Адам Смит обосновал необходимость деления общества на классы тем, что люди получают доход разными путями. Тьерри и Гизо и др. показали, что различное отношение к собственности делает неизбежным столкновение классовых интересов. Согласно Марксу, возникновение классов есть закономерный исторический результат развития первобытного общества. Классами сейчас обычно называют социальные слои, различаемые по экономическим или политическим признакам. Страты (лат. stratum – «слой») же могут различаться и по другим социально важным критериям. Стратификация, т. е. разделение людей на страты, характеризует неоднородность общества.
Сословия – это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаях или законах и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Касты (лат. castus – «чистый») представляют собой замкнутые группы людей, выполняющие специфические, передающиеся по наследству социальные функции. Сословия не замкнуты в себе, ибо не замкнуты межсословные браки, равно как существует индивидуальная мобильность их членов, что также делает возможным переход из одного сословия в другое. Каста же начисто лишена какого-либо подобия мобильности. Есть еще одно существенное различие: у каст, по сравнению с сословиями, гораздо резче выражена вертикальная иерархия («запрет на профессии»).
В социологии существуют разные варианты стратификации общества. Макс Вебер, положивший начало стратификационному подходу, рассматривал три «яруса», или аспекта, разложения общества на страты: 1) в экономическом ярусе страты различаются по размерам дохода и собственности; 2) в социальном – по статусу (зависит от образования, профессии, репутации семьи и т. д.); 3) в юридическом – по политической позиции (степени обладания властью). Т. Парсонс в разработанной им «теории социального действия» выделяет три универсальных критерия стратификации: 1) «качество» – социально важное свойство индивида; 2) «исполнение» – оценка успешности деятельности индивида; 3) «обладание» – имеющаяся в распоряжении индивида собственность, талант, культурные ресурсы. По мнению П. Сорокина, страта – это социальный слой людей, имеющих схожие объективные показатели по четырем шкалам стратификации: доход, власть, образование, престиж.
Социальная мобильность – это перемещение индивида или целой социальной группы из одной страты в другую, изменение их статуса и положения. Может быть горизонтальной и вертикальной. Вертикальная мобильность – это перемещение с этажа на этаж социальной пирамиды. Общества с затрудненной вертикальной мобильностью называются «закрытыми».
В широком смысле конфликт (лат. conflictus – «столкновение») – столкновение сторон, мнений, сил, предельный случай обострения противоречия. Социальный конфликт – процесс или ситуация, при которой стороны взаимодействия враждебно противостоят друг другу в своих интересах, мотивах, целях и средствах их достижения.
-
Рассматривал возникновение классов как закономерный исторический результат развития первобытного общества
-
Переориентация экономики в сферу сервисных услуг и доминирование наукоемких отраслей промышленности – признак общества
-
Общие черты традиционных обществ
-
Фазы роста человеческого общества
-
Государство – это
-
Экономическая сфера общества включает
-
Принятие конституции и отраслевых законов относится к сфере общественной жизни
-
Признаки государства
-
Начало стратификационному подходу положил
-
По мнению П. Сорокина, к шкале стратификации относится (-ятся):
-
К экономической сфере гражданского общества относится (-ятся)