Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Социальные отношения

Конспект

1. Процессы социализации

Социальная среда – это окружающий человека социальный мир (социум), включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования, развития и деятельности людей, находящиеся в неразрывной связи с общественными отношениями, в которые вовлечены люди. К основным компонентам социальной среды относятся: общественные условия жизни людей; социальные действия людей; их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются.

Социализация – это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни.

Совокупность социальных ролей и качество их исполнения составляет социальный статус личности, характеризующий положение человека в обществе. Каждый человек может иметь в обществе несколько различных статусов. В свою очередь, каждый статус включает в себя совокупность социальных ролей, т. е. нормативно одобренных действий, ожидаемых от личности, которая имеет данный статус. Понятие социальной роли было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом. Американским социальным психологом Ч. Кули была разработана теория «зеркального Я». В ней раскрывается механизм социализации человека через опыт группы в рамках ролевой концепции личности. Дальнейшим развитием теории Ч. Кули явилась модель «обобщенного другого» Дж. Мура. В ней «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «я – образ». Уточнением модели Дж. Мура является концепция «значимого другого» А. Талера. «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой добивается индивид и чьи указания он по преимуществу принимает.

Социальная группа – общность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности и общих целей.

Социальная общность – совокупность людей, объединяемых общими условиями существования, занимающих одинаковое социальное положение и реагирующих на воздействие извне как единое целое.

Социальная организация – социальная группа с внутренней иерархией статусов, системой управления, четким разделением труда, нормативной регуляцией поведения и системой социального контроля.

Социальная структура – понятие, характеризующее общество с точки зрения образующих его элементов, а также связей и отношений между ними. Она складывается из эмпирически фиксируемых совокупностей людей, подразделяемых по тем или иным основаниям: классы, страты, сословия, возрастные и профессиональные группы, этносы, религиозные конфессии, социальные институты, системы взаимодействий статусных позиций и т. д. Типы социальных структур:

  • по кровнородственным связям – семья, род, племя;
  • по этнокультурным корням – этносы (народности, нации);
  • по социально-экономическому статусу – страты (касты, сословия, классы);
  • по степени упорядоченности, организованности – толпа, публика, социальная организация.

Социальный институт – это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. По характеру организации различают формальные и неформальные социальные институты. Примерами первых являются государство, армия, суд, школа. Деятельность их основана на строго регламентированных предписаниях (уставы, законы, инструкции). Неформальные социальные институты основаны на традициях, общих интересах, потребностях социокультурной идентификации и солидарности. Примерами таких социальных институтов являются мораль, обычай, общественное мнение, гражданское общество и др.

В современном философском понимании гражданское общество – система негосударственных общественных организаций, институтов и сообществ, создающих условия для самоорганизации индивидов и коллективов. Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций.

Социальные группы различают по степени их упорядоченности. Здесь выделяют толпу, публику и организацию. Толпа – временное скопление людей на основе общего интереса (участники митинга, пассажиры в одном поезде и т. д.). Когда интерес удовлетворен, толпа рассеивается. Публика – группа, члены которой физически рассредоточены, но связаны духовно, единством мнений. Организация характеризуется следующими чертами: упорядоченность, согласованность, скоординированность действий членов; наличие информационных связей, обеспечивающих единство и согласованность действий; наличие общей цели деятельности. Итак, социальные группы – относительно устойчивые сообщества людей, объединенных общими целями, интересами, нормами поведения, социально-психологическими установками. Различают большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это объединения людей, составляющих данное общество в целом. К ним относятся: классы; этнические и исторические общности (нация, народность, племя); демографические группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры и т. д.); социальные слои (касты, сословия); профессиональные группы и т. д. Средние социальные группы образуют работники конкретного предприятия и территориальные общности (жители одного села, города, района). Малые социальные группы состоят из небольшого количества людей, между которыми устанавливаются прямые контакты и устойчивые эмоциональные отношения.

2. Семья как социальная группа

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Важнейшая функция семьи – рождение и воспитание детей.

Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу. Брак является юридической основой семьи. Наиболее распространена нуклеарная семья (семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и не состоящих в браке). В расширенной, или сложной, семье вступившие в брак дети и несколько поколений членов семьи проживают совместно.

В светском государстве законную силу имеет лишь брак, зарегистрированный специальным государственным органом – отделом записи актов гражданского состояния (загс). По закону РК «О браке и семье», брачный возраст для мужчин и женщин устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен, но не более чем на два года.

3. Межнациональные отношения

Этнос (от греч. ethnos – «народ») – исторически сложившееся устойчивое сообщество людей. Это большая группа людей, объединенная как форма активного их приспособления к региональным условиям проживания. Слово этнос используют как общее наименование таких видов социальной общности, как племя, народность и нация.

Происхождение этноса является одной из самых интересных проблем современной науки. Л. Гумилев выдвинул концепцию пассионарности. Ее суть – в направленном воздействии энергии Космоса на определенные популяции, которые, получив энергетический заряд, включаются в длительную эволюцию, проходящую ряд ступеней – от взлета до упадка. Этим объясняются многие исторические явления, в том числе образование этносов, массовые переселения народов, экспансии, войны и т. д. В концепции Гумилева этнос рассматривается как результат творческого процесса интенсивного освоения общностью людей уникального природного ландшафта, точнее – зоны их оптимального сочетания. В процессе освоения ландшафта общность формирует этнос как носителя определенного культурного типа. Данный подход предполагает идею несовпадения этнического и социального «ритмов» человеческой истории. Этносы рассматриваются не как форма социально-экономических процессов, а как самостоятельные феномены, функционирование и взаимодействие которых во многом определяет ход истории. Гумилев считал, что для поддержания своей жизнеспособности этническая общность создает социальные, политические структуры, институты.

Идея поиска объективного основания феномена этноса во взаимодействии человека и природы имеет давнюю историко-философскую традицию. Вопрос о природе этноса рассматривается в рамках так называемого географического детерминизма. Такие феномены, как «дух народа» (Ш. Монтескье), «темперамент рас» (Л. Вольтман), «национальная идея» (Э. Ренан), определяющие всю хозяйственную, политическую, социальную жизнь народа, зависят от климатических, ландшафтных и прочих природных условий.

Понятие «этнос» имеет два различных значения. Во-первых, этнос как этногенетическая общность. Под нею понимают социальную группу, членов которой объединяет сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы (этническое самосознание). Во-вторых, этнос как этносоциальная общность. Ею называется этническая общность, обусловленная единством не только собственно этнических, но и социально-экономических признаков. Этническая общность основана не на «крови», а на существующих в сознании людей представлениях, а потому есть понятие не биологическое, а социальное.

В новое время на основе преодоления экономической раздробленности сложился новый тип этносоциальных общностей – нации. Общность становится нацией лишь тогда, когда люди осознают эту общность как национальное единство. Осознание людьми своей национальной общности есть национальное самосознание. Оно является необходимым условием существования нации.

В политической публицистике используется термин «коренная нация». Научно такая нация называется автохтонной («исконный, коренной»). Для Казахстана казахи – автохтонная нация.



Вопросы
  1. Этнические и исторические общности относятся к

  2. К неформальным социальным институтам относится

  3. К формальным социальным институтам относится (-ятся):

  4. Автор теории пассионарности

  5. По Закону РК «О браке и семье» брачный возраст для мужчин и женщин устанавливается в возрасте

  6. Автохтонная нация в Казахстане

  7. Различие между сословиями и кастами заключается в следующем:

  8. Социальная роль – это

  9. Предпосылки возникновения этноса:

Сообщить об ошибке