Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Политология как наука

Конспект

1. Основы политологии

Политология – наука, изучающая мир политических явлений в их теснейшей взаимосвязи и целостности. Политология, или политическая наука, в качестве предмета своего исследования имеет политическую сферу общественной жизни в ее относительной независимости от других, какими являются экономическая, социальная и духовная сферы. Политологию можно определить как науку о политике во всех ее многообразных проявлениях. Политическая наука выявляет закономерности политических процессов, вовлекающих в свою сферу все институты государственной власти, общество в целом и так или иначе каждого индивида.

В мировой политической науке различают европейскую и американскую научные традиции. Европейская политологическая традиция ориентирована на изучение властных отношений, деятельности государства и его институтов в широком социально-философском контексте. Американской политической науке присуща большая практическая направленность, связанная с изучением функционально-поведенческих аспектов властных отношений в развитии политической системы США. Благодаря этому политология в США считается престижной отраслью знания и пользуется большой популярностью.

К основным теоретическим концепциям политологии относятся:ф

1) марксистская теория политики, основу которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс;

2) в первые десятилетия ХХ в. в западных странах возникла бихевиористская концепция политической теории, призванная анализировать конкретные поведенческие мотивации индивида, побуждающие его к принятию тех или иных политических решений. Ее создала группа американских ученых во главе с Чарльзом Мерриамом, согласно мнению которого, в политике определяющую роль играют индивидуальная воля и человеческие страсти;

3) религиозно-политические концепции, развитые на основе христианства, ислама, буддизма, национальных религий;

4) различные концепции демократии: теория либеральной демократии, прямой демократии, плюрализма демократии, элитарной демократии, политической демократии и др.

Мыслителями, впервые обратившими свое внимание на политические аспекты человеческой жизни, были древнекитайские и древнегреческие философы. Согласно Лао-цзы, создателю даосизма, в основании всех вещей и явлений лежит универсальное начало Дао («путь»). Следование Дао – вот путь к достижению спокойствия и мира в жизни людей, оно важно для осуществления верного государственного управления правителем. Лучшим правителем считается тот, кто строго следует естественным законам Дао.

Конфуций во главу угла ставит не строгие государственные законы и жесткий контроль за их исполнением, а добродетель правителя, его поведение в качестве образца для всех подданных. Главное в политической философии конфуцианства, выражаемое категорией жэнь, заключается в любви к людям, в отсутствии всякого насилия.

Идеалом брахманизма является теократическое государство, где цари правят согласно указаниям жрецов. Буддизм предпочитает республиканскую форму правления, предполагающую выборность царей, утверждение достоинства человека и проведение политики миротворчества.

По теории Платона идеальное общество и, соответственно, государство состоит из трех сословий (правители-философы, воины-стражи, ремесленники и земледельцы), каждому из которых отводится свое занятие. Платон – автор трудов «Государство», «Политика», «Законы».

Учение Аристотеля о государстве изложено в его трактатах «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика». Цель государства – достижение общего блага для всех граждан. Лучшей формой правления он называл политию – правление образованного и обеспеченного большинства.

Цицерон в своих трактатах «О государстве», «О законах», стремился соединить философско-теоретические идеи Платона и Аристотеля с практикой усовершенствования римского государства. Он заложил основы теории правового государства и наилучшей формой государственного устройства считал смешанную форму государства – своеобразное соединение монархии, аристократии и демократии.

В средние века Аврелий Августин в своих трудах «О граде Божием», «Исповедь» земному граду (государству) противопоставлял град Небесный (град Божий), подчиняя первый второму: государство должно служить Богу в лице церкви. Фома Аквинский обосновал верховенство церковной власти над светской, хотя и признавал божественное ее происхождение. Он считал монархию наилучшей формой государственного правления.

Аль-Фараби в своем трактате «О взглядах жителей добродетельного города» изложил проект идеального города-государства, где жители окружены заботой об их благе и счастье, а правитель должен соответствовать высоким нравственным требованиям, чтобы достичь желаемых целей.

Никколо Макиавелли в своих трактатах «Государь», «История Флоренции» предпринял попытку выделить политическую сферу в ее относительной самостоятельности и очистить основы политической науки от притязаний религиозных догм. Наилучшей формой государственного правления он считал смешанную республику.

В Новое время возникает теория «общественного договора». Она была призвана обосновать необходимость перехода общества от своего естественного состояния, когда человек был частью природы, к государственно-организованному, т. е. цивилизованному существованию, предполагающему установление на разумных началах порядка и справедливости в обществе, обеспечение прав и свобод личности. В развитие этой теории внесли вклад Томас Гоббс и Джон Локк, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо. Основы теории демократии заложил Алексис Токвиль, автор книги «О демократии в Америке», раскрывший как достоинства, так и недостатки демократизма. Значительную роль в систематизации политико-правовых идей Нового и Новейшего времени сыграли Иммануил Кант и Георг Гегель. Диалектико-материалистическую концепцию развития человеческого общества разработали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которым принадлежит попытка обоснования коммунистического будущего человечества.

Политология состоялась как самостоятельная наука со своим предметом, понятийным аппаратом, методами исследования во второй половине XIX – первые десятилетия ХХ вв.

Политологическое знание по самому своему предназначению есть многостороннее знание о политике, развивающееся вместе с обществом и социально-политической действительностью. Специфика политологического знания вытекает прежде всего из специфики его предмета: оно выражает закономерности, присущие политической сфере жизни общества в целом, политическим процессам, отношениям, процедурам принятия политических решений и их реализации, политическим системам и т. д. – одним словом, функционированию политики во всем ее многообразии и единстве.

В 60-х гг. ХХ в. в рамках политической науки интенсивно стала развиваться прикладная политология, направленная на решение конкретных политических проблем и вопросов практической значимости, таких как регулирование конфликтных ситуаций, технология ведения политических переговоров, создание благоприятного политического имиджа и т. п.

Политические технологии – совокупность приемов и способов воздействия на людей, используемых политическими субъектами для достижения своих целей.



Вопросы
  1. Труды Никколо Макиавелли

  2. Автор трактатов «О государстве», «О законах»

  3. Значительный вклад в развитие теории «общественного договора» внес философ (-ы):

Сообщить об ошибке