Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

Конспект

«Что делать?» – роман русского писателя, философа-утописта, журналиста и литературного критика Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889 гг.).

История создания и публикации. Чернышевский писал роман с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию. Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и разрешили печатать. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3–5). Хотя все номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, – но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. – все на разные тоны», – писал Н.С. Лесков. «Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем», – отмечал современник Чернышевского П.А. Кропоткин.

Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман впервые напечатали в России отдельным изданием.

Сюжет. Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самой распоряжаться своей жизнью. Вера учится, ищет своё место в жизни, открывает швейную мастерскую «нового типа» – это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, где все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (этим эпизодом начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию по поручению английской фирмы, желающей приобрести стеариновый завод у Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Вскоре они женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» – тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Один из самых значимых героев романа – революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову, у которого два прозвища – Никитушка Ломов и ригорист, посвящено короткое отступление в 29-й главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3-й главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»).

Художественное своеобразие романа. Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа – любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

Сны Веры Павловны



Вопросы
  1. «Особенный человек» в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского

  2. «Теорией разумного эгоизма» руководствуются в своей жизни герои произведения

  3. «Особенным человеком» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» является

  4. Учится, ищет свое место в жизни, открывает швейную мастерскую «нового типа» – коммуну, где нет наемных рабочих и хозяев, героиня произведения

  5. Два прозвища – Никитушка Ломов и ригорист – имеет персонаж романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

  6. В романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский важные для раскрытия идейного содержания произведения мысли аллегорически высказывает через

  7. «Сестра своих сестер, невеста своих женихов» – это аллегорический образ революции в произведении

  8. Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов – это персонажи произведения

  9. На своей картине художник Е.В. Горовых изобразил работу

  10. Лирические отступления, представляющие собой разговоры с «проницательным читателем», есть в произведении

  11. Арест по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», заключение в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, каторга и ссылка – все это выпало на долю писателя

  12. В романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского важные для автора мысли мы найдем в

Сообщить об ошибке