Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

М.В. Ломоносов как поэт и теоретик литературы. «Ода на день восшествия на престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Конспект

У истоков новой русской художественной литературы стоит Михаил Васильевич Ломоносов, широта, глубина и разнообразие научных интересов которого были поразительны. Он был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых он работал. И везде он сказал своё слово, сделал много открытий.

Важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями, и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошёл по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке.

Своё учение о «трёх штилях» Ломоносов изложил в работе «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», то есть три рода слов:

  • слова, общие и для церковнославянского и русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю;

  • церковнославянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю;

  • русские слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь.

От различного сочетания слов этих трёх групп рождаются три «штиля» – «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским.

Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В.К. Тредиаковский (1703–1769 гг.), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских», в котором он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.

Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение и развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором, доказав (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины – восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати- и тринадцатисложные, как это делал Тредиаковский.

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Он ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа, боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.

Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода.

В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами («Ода на взятие Хотина», посвященная взятию турецкой крепости Хотин в 1739 году) или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Эти «Размышления» представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом. В образной, поэтической форме Ломоносов даёт в «Утреннем размышлении» научное описание физического строения солнца, а в «Вечернем размышлении» – свою теорию происхождения северного сияния.

По самому складу своей натуры по своим взглядам Ломоносов был поэт гражданином. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта.

Противопоставляя себя как певца героев певцу любви Анакреону, Ломоносов заявляет:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1747 г.) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования её восшествия на престол (25 ноября).

Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине, то есть мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь далее к Елизавете, Ломоносов славит её как поборницу мира. Затем он делает лирическое отступление, в котором предостерегает правительство от вмешательства в войну. Это отступление позволяет ему перейти к новой теме – прославлению Петра как творца новой России.

Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и флота, за распространение наук.

Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. И дальше, как бы давая «наказ» императрице, Ломоносов рисует огромные пространства её державы, даёт географически точную картину России с её морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Этими огромными богатствами страны нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, учёные. Так вводится новая тема в оду – тема науки, подготовки из среды русского народа учёных. Глубокой верой в русский народ и твёрдым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся в оде как имена подлинных учёных.

Призывая будущих учёных к плодотворной деятельности, Ломоносов слагает восторженный гимн науке:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде

Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам Росси.

Родина, её необъятные просторы, её неисчерпаемые природные богатства, её сила и мощь, её будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Её уточняет и дополняет тема русского народа. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот.



Вопросы
  1. Автор произведения «Риторика. Краткое руководство к красноречию»

  2. «Первый наш университет», по мнению А.С. Пушкина

  3. «Теория трех штилей», которую М.В. Ломоносов применил к опыту русской поэзии, предписывала

  4. Учреждение, которое открыто благодаря стараниям М.В. Ломоносова

  5. «Первым нашим университетом» называли

  6. Главной темой ломоносовских од является тема

  7. Зиждитель... / Послал в Россию Человека / Каков не слыхан был от века, – сказал в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» М.В. Ломоносов о

  8. Науки юношей питают,

    Отраду старым подают...

    Это строки из произведения

  9. Произвел существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней, поэт

  10. Свое учение о «трех штилях» М.В. Ломоносов изложил в работе

  11. Автором труда «Письмо о правилах Российского стихотворства» является

  12. Вступлением, содержащим хвалу тишине, то есть мирным временам, начинается произведение М.В. Ломоносова

  13. … может собственных Платонов

    И быстрых разумом Невтонов

    Российская земля рождать.

    Такую уверенность выражает

  14. Портрет М.В. Ломоносова расположен под номером

  15. «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова, как и ода, посвященная Елизавете (1747 года), заканчивается

  16. Укажите, каким «штилем» написана «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» М.В. Ломоносова.

Сообщить об ошибке