Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Г.Р. Державин: биографические сведения. «Памятник», «Фелица», «Властителям и судиям»

Конспект

Гавриил (Гаврила) Романович Державин (1743–1816 гг.) – русский поэт и драматург эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Творчество Г.Р. Державина представляет собой вершину русского классицизма.

Исследователи творчества Державина отмечают влияние на его раннего творчества произведений Ломоносова и Сумарокова, но к концу 70-х годов он осознал исчерпанность традиций классицистов старшего поколения и выбрал свой путь в творчестве. В одах, написанных начиная с 1779 года («На рождение в Севере порфирородного отрока», «Ключ», «На смерть Мещерского»), меняется принцип изображения образа лирического героя. Если в поэзии классицизма поэт – голос нации, у Державина образ поэта приобретает личностные характеристики. Державин говорит от себя лично.

Предназначение поэта, в понимании Г. Р. Державина – прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного…

Имя Фелица Державин позаимствовал из сказки, написанной Екатериной своему внуку. Ода носит новаторский характер, так как её лирический герой – конкретный человек, сам Державин. Очень подробно описывается его повседневная жизнь. Екатерину Державин также изображает как живую, со своими привычками – «ходишь пешком», «никого не обидишь», тогда как обычно в оде адресат приравнивался богу. Державин воссоздает образ реальной женщины (она мудра, красива), характеризует её правление (она разрешает говорить правду, выезжать за границу). По контрасту с адресатом лирический герой – обыкновенный человек (играет в дурачки с женой). Современники узнавали здесь привычки людей, близких Екатерине II – Потемкина, Орлова. Лирический герой обретает биографическую достоверность, это простой человек – на его фоне достоинства Екатерины становятся ярче, то есть в рамках одного стихотворения соединяется высокое и низкое, чего не допускала поэтика классицизма.

Ода «Властителям и судиям» – переложение 81-го псалма (так называются библейские песнопения, обращенные к Богу).

Стихотворение «Властителям и судиям», написанное в 1780 году, сам Державин называл «гневной одой». Здесь действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны

И так же смертны, как и я.

Речь в оде идёт о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, её неминуемо ждет гнев Божий и падение. На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царем земли!

Ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей как революционная прокламация.

Поэт у Державина – служитель правды. Это показано в стихотворении «Памятник» (1795 г.), которое относится к зрелому периоду творчества поэта. Созданные им в то время стихотворения становятся своеобразными поэтическими манифестами. К ним, помимо «Памятника», относятся стихотворения «Мой истукан» (1794 г.), «Лебедь» (1804 г.), «Признание» (1807 г.), «Евгению. Жизнь Званская» (1807 г.).

По своим формальным признакам стихотворение Державина «Памятник», как и «Памятник» Ломоносова, является одой. Но это особая жанровая разновидность оды, которая берет свои истоки от стихотворения Горация и получает название «памятник».

Первый перевод оды Горация на русский язык, сделанный Ломоносовым, достаточно точно передает её содержание и особенности стиля. Безусловно, Державин знал его и, создавая своё стихотворение, опирался на опыт великого предшественника. Но державинский «Памятник» – это оригинальное произведение, в котором писатель выдвигает собственные критерии оценки поэтического творчества.

Главная тема стихотворения – прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. «Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» – такова сила поэтического искусства.

Стихотворение Державина, созданное в жанре особой разновидности оды – памятника, соответствует этому высокому жанру по стилю.

Созданию высокого стиля способствует подбор лексических средств. Автор широко употребляет возвышенные эпитеты (чудесный, вечный, быстротечный, в народах неисчетных, возгордись заслугой справедливой). В стихотворении использовано много славянизмов и архаизмов, что также подчеркивает его торжественность (воздвиг, тлен, доколь, дерзнул, славянов род, презрит чело и др.).

«Памятник» Державина написан ямбом с пиррихием, что придаёт его звучанию особую торжественность. Торжественность интонаций и лексики усиливается медленным и величественным ритмом. Его помогают создать многочисленные ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, а также наличие риторических восклицаний и обращений.

Стихотворение Державина продолжило традицию осмысления поэтом своего творчества и подведения итогов, заложенную Ломоносовым. При этом Державин утвердил жанровый канон стихотворения-памятника, который впоследствии получил блестящее развитие в творчестве Пушкина, также обратившегося к горацианскому первоисточнику, но с опорой на державинское стихотворение. После Пушкина стихотворения в жанре памятника продолжали писатель ведущие русские поэты, например такой великолепный и самобытный лирик, как А.А. Фет. Не исчезла эта традиция и в последующие эпохи. При этом каждый из авторов по-своему определяет роль поэта и назначение поэзии, опираясь не только на литературную традицию, но и на свои творческие открытия.

Поэтические открытия Державина:

1. Из риторической поэзия превращается в предметную.

2. Слово лишено семантической двупланности. Создаёт иллюзию полного соответствия объекту изображения.

3. Поэзия должна создавать пластические картины, которые можно увидеть зрителю. Создание пейзажей.

4. Разрушает жанровые каноны классицизма, смешивает слова «трёх штилей» в рамках одного произведения.

5. Лирический герой биографически конкретен. Личность автора не подавляется строгими правилами классицисткой поэзии.



Вопросы
  1. Писатель, который, по словам В.Г. Белинского, стал «первым живым глаголом нашей поэзии»

  2. «Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской», – сказал

  3. В оде «Фелица» Г.Р. Державин называет Екатерину II царевной

  4. Принимал участие в подавлении восстания Пугачева поэт рубежа XVIII–XIX веков

  5. «Как солнце, как луну, поставлю / Твой образ будущим векам». В этих стихах Державина использован такой художественный прием, как

  6. «Так! – весь я не умру, но часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить...» – это строки из произведения Г.Р. Державина

  7. Екатерина II одобрила произведение Г.Р. Державина, несмотря на резкую критику в нем пороков известных вельмож

  8. «Истину царям с улыбкой говорить» мог литератор XVIII века

  9. Старик … нас заметил

    И, в гроб сходя, благословил, –

    в этих строках из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» пропущена фамилия

  10. «Един есть Бог, един …» – говорил о себе поэт XVIII века

  11. Портрет Г.Р. Державина помещен под номером

  12. Стихотворение «Властителям и судиям» Г.Р. Державина посвящено теме

  13. В этом произведении Г.Р. Державин нарушил правила классицизма, смешав «высокое» и «низкое».

  14. Вольным переводом оды Горация является произведение Г.Р. Державина

  15. Автором каких произведений является Г.Р. Державин?

Сообщить об ошибке