Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

В.А. Жуковский: творчество. Баллада «Светлана»

Конспект

Большой интерес к русскому фольклору проявлял Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.) – русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик, действительный и почётный член Императорской Российской академии, позже ординарный академик этого научного учреждения по Отделению русского языка и словесности, тайный советник. В богатом поэтическом наследии Жуковского есть замечательные баллады, в сюжетах которых использованы народные предания, поверья, и нескольких литературных сказок, в основе которых лежат традиции русской народной сказки.

Особенно ярко творческая личность Жуковского проявилась в балладах. Сюжеты многих из них связаны с сюжетами баллад немецких авторов. Сам поэт в связи с этим шутливо говорил о себе как о «родителе на Руси немецкого романтизма» и «поэтическом дядьке чертей и ведьм немецких и английских».

Для своего дебюта в жанре баллады Жуковский выбрал «Ленору» А.-Г. Бюргера. На основе «Леноры» он создал русскую балладу «Людмила». Сохраняя сюжетную схему баллады Бюргера, он русифицирует обстановку действия, перенося его в Россию эпохи Ливонской войны, густо насыщает свою балладу русской разговорной и народно-поэтической лексикой. Появившиеся вслед за «Людмилой» переводные и оригинальные баллады Жуковского «Кассандра», «Светлана», «Ивиковы журавли» и другие надолго закрепили за поэтом репутацию «балладника», проложили новые пути не только его собственному творчеству, но всей современной ему русской поэзии.

В балладах Жуковского, написанным по сюжетам западных авторов баллад, перед читателем впервые открылся поэтичный и исполненный глубокого внутреннего драматизма мир народных легенд, поверий, обрядов и преданий. Эти «суеверные предания», поверья и традиции русского народа явились почвой для создания национальной русской баллады, первым опытом которой стала «Светлана» (краткое содержание баллады). Не обнаружив в русском фольклоре сюжета о женихе-мертвеце (в Россию подобный сюжет проник сравнительно поздно), поэт нашёл множество фольклорных преданий, легенд, поверий, имеющих немало общего с ним, натолкнулся, в частности, на такие своеобразные явления, как русская обрядовая поэзия и разные типы святочных гаданий, во время которых, по народным поверьям, невесте «является» её будущий жених. Положив в основу сюжета «Светланы» сюжетную схему «Леноры», Жуковский, пользуясь необычайно широким для своего времени кругом фольклорных источников (от «Абевеги русских суеверий» М.Д. Чулкова до устных преданий о «злых мертвецах» и собственных наблюдений над бытованием обрядов), значительно изменил, деформировал её, максимально приблизив к русскому фольклору.

Опыт Жуковского оказался настолько удачным и перспективным, что он положил начало интенсивному развитию отечественной баллады, в ряде существенных моментов определив те направления, по которым пойдет в дальнейшем и романтическая проза, в частности фантастическая повесть и стихотворная сказка в народном духе.

Сказочное наследие В. А. Жуковского представлено такими произведениями, как «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек», «Кот в сапогах» (стихотворное переложение сказки Шарля Перро), «Тюльпанное дерево» (стихотворное переложение прозаической сказки братьев Гримм «О миндальном дереве»), «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке», «Три пояса».

В «Сказке о царе Берендее», созданной в результате поэтического состязания с А. С. Пушкиным, Жуковский использовал образы и мотивы народных сказок. Вместе с тем он смешивал в своих сказках литературное и народное, давал по их ходу авторские комментарии, чего народная сказка не допускала.

 



Вопросы
  1. «Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали...» – отрывок из произведения В.А. Жуковского

  2. Автор «Сказки о царе Берендее...»

  3. Автором «Сказки о царе Берендее…» является

  4. Причина грусти Светланы, героини баллады В.А. Жуковского, – милый друг

  5. «Светлана» В.А. Жуковского – это

  6. Романтическая идея в балладе В.А. Жуковского «Светлана»

  7. В речку, белый камень, церковь превращалась героиня В.А. Жуковского

  8. В голубой цветок превратилась

  9. Долго не стали

    Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

    Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

    Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

    Это концовка произведения

  10. В результате состязания В.А. Жуковского с А.С. Пушкиным появилось произведение Жуковского

  11. Образина со дна колодца, Марья-царевна – это образы-персонажи произведения В.А. Жуковского

  12. Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали…

    Это зачин в произведении В.А. Жуковского

  13. «Светлана» В.А. Жуковского – это

  14. Укажите автора литературного поэтического произведения «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».

  15. Лирико-эпический жанр фольклора на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях – это

  16. По своему стилю баллада В.А. Жуковского «Светлана» – произведение, включающее признаки

  17. В образе главной героини баллады «Светлана» В.А. Жуковский наметил основные черты русского женского характера, как он его понимал. Какие это черты?

Сообщить об ошибке