Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Фольклор и литература. И.А. Крылов, С.В. Михалков

Конспект

Фольклор и литература живут рядом, в постоянном взаимодействии, обогащая друг друга.

Для литературы характерна такая черта, как фольклоризм – трансформация, переосмысление, развитие традиционно фольклорных мотивов, образов, композиционных схем и художественных средств в рамках авторского художественного текста.

Интерес художников слова к устному народному творчеству реализовывается на разных функциональных уровнях: через заимствования, стилизацию, подражание, перепев, цитирование, включение в текст фрагментов фольклорных произведений. В связи с этим различают основные принципы фольклористики в пределах творчества одного писателя или исследования одного произведения:

1) трансформацию, при которой писатель или поэт творчески переосмысливает, видоизменяет фольклорный элемент;

2) максимальное сохранение подлинных единиц фольклора.

В русской литературе к фольклору обращались уже в XVIII веке, но подлинное открытие фольклора для литературы состоялось в XIX столетии, когда появились собиратели фольклора, началось серьёзное изучение устного народного творчества и были опубликованы классические фольклорные труды:

1) «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева в трёх томах;

2) «Песни», собранные В.П. Киреевским»;

3) «Пословицы русского народа» В.И. Даля;

4) «Загадки русского народа» Д.Н. Садовникова.

Внутренние связи с народно-поэтическим творчеством есть у всех выдающихся писателей и поэтов XIX века, а например, А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь сами записывали народные сказки, легенды, предания.

В ХХ веке фольклор отступает всё дальше, литература достигает новых высот в своём развитии, но, не забывая своих истоков, постоянно обращается к фольклору.

И.А. Крылов, С.В. Михалков. Басни «Муха и Пчела», «Лев и Муха», «Завидное

упорство»

Для писателей и поэтов XIX века было естественно обращаться к устному народному творчеству, включать в свои произведения элементы фольклорной речи, фольклорные образы, использовать средства художественной выразительности, характерные для произведений фольклора. Например, И.А. Крылов обращался к пословицам, смыл которых развёртывал в целую басенную сценку.

Иван Андреевич Крылов (1769–1844 гг.) – русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской публичной библиотеки, статский советник, действительный член и ординарный академик по Отделению русского языка и словесности Императорской Российской академии.

И.А. Крылов более всего известен как автор басен (всего им написано более 200 басен, они выходили в девяти сборниках между 1809 и 1843 годами, неоднократно переиздавались).

Басня – один из древнейших литературных жанров, стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В басне высмеиваются пороки людей, хотя её действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая <>noindex>мораль.

Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия. Немало у русского баснописца и оригинальных сюжетов.

Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми, например, выражения «У сильного всегда бессильный виноват», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» из басни «Волк и Ягнёнок», «…обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой» из басни «Волк на псарне», «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» из «Квартета», «Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье» из басни «Свинья под дубом» и другие превратились в пословицы.

Известным баснописцем ХХ века был Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009 гг.) – драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Басенное наследие С.В. Михалкова составляет около 200 произведений, наиболее известными из которых стали «Две подруги», «Слон-живописец», «Лиса и бобёр», «Заяц и черепаха», «Муха и Пчела», «Лев и Муха», «Завидное упорство».

В творчестве С. В. Михалкова русская басня не только утвердилась в традициях, завещанных И.А. Крыловым, но и приобрела новые черты благодаря индивидуальности автора. Поэт по праву считается создателем именно современной басни, так как отказался от следования традиционным басенным сюжетам и обратился к обличению недостатков современного общества.

 



Вопросы
  1. Персонаж басни И. Крылова «Свинья под дубом»

  2. «А воз и ныне там» – строка из басни А.И. Крылова

  3. «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» – строка из басни А.И. Крылова

  4. Проказница-мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка – персонажи басни А.И. Крылова

  5. Ловчий – персонаж басни И.А. Крылова

  6. Аллегория – обязательный приём

  7. Создателем именно современной басни считается известный детский писатель XX века

  8. «...обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой» Это мораль басни И.А. Крылова

  9. А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. Это строки из басни А.И. Крылова

  10. Партия первой скрипки (И.А. Крылов, «Квартет») досталась

  11. В одной из басен И.А. Крылова «везти с поклажей воз взялись» Лебедь, Рак и

  12. Среди персонажей басни И.А. Крылова «Квартет» нет

  13. Два малых лягушонка – персонажи басни С.В. Михалкова

  14. Пословицами и поговорками стали строки произведений

  15. Партия первой скрипки (басня И.А. Крылова «Квартет») досталась

  16. «Раз… довелось позавтракать со Львом». В этой строке басни С.В. Михалкова пропущено слово

  17. В басне «Квартет» И.А. Крылов высмеивает такие недостатки людей, как

  18. «… обычай мой: / С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой» – это мораль басни И.А. Крылова

  19. Ягненок называет Волка (басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок»)

  20. Как назывались погодные (по годам) записи исторических событий, где главной тематикой была тема Родины, история Русской земли, которые начали вести на Руси в конце X – начале XI веков?

  21. Какой художественный прием часто встречается в баснях И.А. Крылова?

  22. В социальной басне «Волк и Ягненок» И.А. Крылов высмеивает

  23. В каких строчках содержится мораль басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок»?

  24. Образ Ягненка в басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок» олицетворяет

Сообщить об ошибке