Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Образы флоры и фауны в художественной литературе

Конспект

Художественная литература богата образами флоры и фауны. Многие деревья, цветы и растения связаны с мифами.

Дуб связан с богами-громовержцами, считается эмблемой богов неба и плодородия. В христианской мифологии символизирует Христа. В поэзии и прозе дуб часто становится символом неистощимой мощи, жизненных сил и твёрдости.

В стихотворении А.А. Фета «Одинокий дуб» именно долговечность дуба воспринимается как старость. Герою романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрею Болконскому старый дуб сначала кажется символом безнадёжности, обмана и тлена (Том второй, Часть третья, глава I), а чуть позже – воплощением счастья, радости, обновления жизни (Том второй, Часть третья, глава III).

Берёза в восточно-славянской мифологии – священное дерево. Берёза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая берёза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чём виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву. Берёза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях.

Берёза считается наиболее поэтическим деревом России. Именно как русское дерево она начинает восприниматься поэтами в XIX веке. В стихотворении П.А. Вяземского «Берёза» она является знаком родины на чужбине. В стихотворениях Сергея Есенина «Зелёная причёска…», «Берёза» она похожа на майское деревце русских народных обрядов. В стихотворении А.В. Жигулина «Берёза» ожившее после смерти срубленное дерево ассоциируется со стойкостью и жизнелюбием.

Поэтический образ тополя впервые в русской поэзии открыл читателям Аполлон Григорьев (стихотворение «Тополю»), отметив его отличительные черты: высокий рост, подтянутость, возвышенность. В стихотворении Ивана Бунина «Восход луны» отмечена другая особенность дерева – непередаваемая цветовая игра листьями: трепетание и сверкание тополя, озарённого светом луны.

В отличие от дуба, берёзы и тополя баобаб представляет собой растение экзотического пейзажа. В восприятии казахского поэта Олжаса Сулейменова баобаб (стихотворение «Слон флоры»), обитающий в тусклой одноцветной саванне, становится символом серости и закостенелости.

Красоту, совершенство, любовь, пышность, таинство символизирует роза. Символичны и части розы: её зелень соотносится с радостью, шипы – с печалью, сам цветок – со славой.

Поэта И.П. Метляева, автора стихотворения «Розы», прославила фраза, одна строчка из этого произведения: «Как хороши, как свежи были розы». Впоследствии эту фразу используют И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Как хороши, как свежи были розы» и И. Северянин в стихотворении «Классические розы».

Сирень ассоциируется с весной и свежестью. О сирени писали поэты А.С. Кушнер в стихотворении «Сирень», А.А. Вознесенский в стихотворении «Сирень «Москва – Варшава», отобразившем реальный факт: поэт Разул Гамзатов вёз поездом сирень из Москвы в столицу Польши, С.И. Кирсанов в стихотворении «Июньская баллада».

Не обошли поэты вниманием и непритязательные полевые цветы. С ними часто связана мысль о прошлом, о чём-то очень задушевном, заветном, как в стихотворениях А.С. Пушкина «Цветок» и И.А. Бунина «Полевые цветы».

Представители фауны, от маленькой бабочки до огромного слона, тоже стали персонажами произведений художественной литературы.

Бабочка в искусстве слова – это живой, земной, конкретный образ и одновременно символ и мифологическое существо.

Во многих мифах бабочка является символом души, а так как душа бессмертна, то и бабочка становится символом бессмертия. Воспевание бабочки как «ювелирного изделия природы» делает её символом красоты и одновременно олицетворением хрупкости, недолговечности, мимолётности бытия. Кроме того, бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница (символ жизни) превращается в неподвижную куколку (символ смерти), которая потом становится лёгкой бабочкой (символ воскресения и возрождения).

Поэзия сохраняет многозначность и символичность бабочки (мотылька), но старается передать её живой природный облик.

Стихотворение В.А. Жуковского «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу» представляет собой монолог узника, в темницу которого залетел мотылёк. Для узника он не только символ весны, красоты и беспечности, но и воплощение свободы, всего того мира, который находится по другую сторону тюремной решётки.

А.А. Фет в стихотворении «Бабочка» тоже использует форму монолога, но это монолог самой бабочки, и начинается он как ответ на чью-то реплику:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

А.А. Тарковский – поэт ХХ века. Его стихотворение «Бабочка в госпитальном саду» рассказывает о бабочке, залетевшей в сад военного госпиталя. Раненым и страдающим людям она кажется сказкой, цветным сном, чудом.

Соловей в поэзии главенствует среди птиц, как роза среди цветов. Скромный, невзрачный, он завораживает своим дивным пением, является символом поэтического вдохновения, любви, небесного блаженства.

Зачастую соловей и роза существуют воедино, нерасторжимо. В стихотворении А.А. Фета «Соловей и роза» они воплощают связь любви и вдохновения.

«Голосистому соловью» рассказывает о своей любви героиня стихотворения А.А. Дельвига «Русская песня».

Ворон в фольклоре и мифологии выступает вестником зла и смерти. Он связан с подземным царством мёртвых.

В мире литературы ворон похож и на реальную птицу, и на мифологическое существо. В стихотворении «Ворон» американского писателя Эдгара Алана По (1809–1849 гг.) перед читателем предстаёт классический образ зловещего мудрого вестника из нижнего мира. На все вопросы и просьбы он даёт роковой ответ: «Nevermore» («Никогда»).

В стихотворении «Ворон» современного поэта Юнны Мориц это простуженная и замёрзшая большая городская птица, которую можно увидеть в парке или сквере. Ворон А. Вознесенского (Из поэмы «Оза» по мотивам Эдгара По) циничный, ироничный, осовремененный, вместо пророческого «Nevermore» он произносит вульгарное «А на фига?!»

Во многих мифологиях конь символизирует ум, мудрость, рассудок, знатность, свет, силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. В греческой мифологии крылатый конь Пегас олицетворяет поэтическое вдохновение. В христианстве конь – символ смелости, благородства, в исламе – счастья и богатства. В русских сказках и былинах конь – первый помощник героя.

В литературе наряду с фольклорно-мифологической традицией образа коня существует трагический образ лошади. Особая роль в разработке мотива сострадания, сочувствия к измученной непосильным трудом лошади принадлежит Н.А. Некрасову («До сумерек» ). В.В. Маяковский в «Хорошем отношении к лошадям» развивает этот мотив и в то же время полемизирует со своим предшественником. Стихотворение Б.А. Слуцкого «Лошади в океане», возможно, основано на реальном случае, произошедшем некогда у берегов Алжира. Стихотворение И.А. Бродского «В тот вечер возле нашего огня» рисует красивого, гордого коня, который сам выбирает себе хозяина.

В мифологии корова символизирует плодородие, изобилие, благоденствие, земное начало. В русской литературе наиболее часто образ коровы воплощал С.А. Есенин («Корова»), хорошо знавший крестьянскую жизнь.

Символика образа собаки многозначна и даже противоречива. У индейцев собака символизировала и смерть, и воскресение. В античной мифологии чудовищный пёс Цербер стережёт вход в подземный мир. В Древнем Египте это животное было связано с культом солнца, которому оно помогает не сбиться с пути. У иудеев, христиан и мусульман собака – существо нечистое, а у древних иранцев, напротив, отмечена знаком священности.

Художественная литература развивала в основном мотив верности и преданности человеку. Многие русские поэты и писатели, каждый по-своему, воплотили образ собаки.

И.С. Тургенев «Собака»

В.В. Маяковский «Вот так я сделался собакой»

С. А. Есенин «Песня о собаке»

Другие хрестоматийные произведения, включающие образы фауны:



Вопросы
  1. Автором стихотворения «Вот так я сделался собакой» является

  2. Автором стихотворений «Корова», «Лисица» является

  3. Автором стихотворения «Жираф» является

  4. Стихотворения с одинаковым названием «Верблюд» есть у поэтов

  5. «Бетономастный, опустошитель, водокачка, упырь земной» – такими эпитетами наделяет Олжас Сулейменов

  6. В стихотворении А.С. Кушнера «Фиолетовой, белой, лиловой, / Ледяной, голубой, бестолковой / Перед взором предстанет…»

  7. Ты прав. Одним воздушным очертаньем

    Я так мила, –

    так начинается стихотворение

  8. Он чёрен был, не чувствовал теней.

    Так чёрен, что не делался темней.

    Так чёрен, как полуночная мгла.

    Так чёрен, как внутри себя игла.

    Речь в этих строках их стихотворения И.А. Бродского «В тот вечер возле нашего огня» идёт о

  9. Тополь льётся, серебрится,

    Весь трепещет и струится, –

    пишет в стихотворении «Восход луны»

  10. Кудрявый мой тополь, с тобой нам равно тяжело

    Склонить и погнуть перед силою ветра чело...

    Но свеж и здоров ты, и строен и прям,

    Молись же, товарищ, ночным небесам! –

    это строфа из стихотворения «Тополю», автором которого является

  11. О тонкая березка,

    Что загляделась в пруд? –

    такой вопрос звучит в стихотворении «Зелёная причёска…», автором которого является поэт

  12. Звенел топор, потом пила.

    Потом – последнее усилье.

    Берёза медленно пошла,

    Нас осыпая снежной пылью, –

    так начинается стихотворение «Берёза», автором которого является

  13. Автором стихотворения «Одинокий дуб» является

  14. Старый дуб сначала представлен как символ безнадёжности, обмана и тлена, а чуть позже – как воплощение счастья, радости, обновления жизни в

  15. Средь избранных дерев – берёза

    Не поэтически глядит;

    Но в ней – душе родная проза

    Живым наречьем говорит, –

    утверждает в стихотворении «Берёза» поэт

Сообщить об ошибке