
Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Петр I и его эпоха в поэмах А.С. Пушкина. «Полтава», вступление к поэме «Медный всадник»
Человек и история в мире литературы
Во все времена мыслящие люди пытались найти ответы на возникающие вопросы, которые ставила перед ними современность в глубоком прошлом, поэтому тема истории нашла своё место в самом начале зарождения русской литературы. К прошлому обращались первые летописцы, которые не только отражали в погодных записях (то есть записях по годам) только что произошедшие события, но и обращались к истории, старались зафиксировать те события прошлого, которые нашли отражение в народных легендах и преданиях.
Отметим, что вплоть до начала XVIII века героями литературных произведений были реально существовавшие исторические лица.
Особый интерес к истории появляется в Золотом веке русской литературы: авторы того времени не только обращались к историческим событиям прошлого, но и исполняли функцию летописцев настоящего. В исторической теме творчества Пушкина была раскрыта логическая взаимосвязь человеческой жизни и исторических событий. Через психологическое описание главных героев мы видим их отношение к историческому процессу. Яркими примерами являются поэмы «Полтава», «Медный всадник», трагедии «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», роман «Капитанская дочка».
Тенденцию обращения к истории у Пушкина переняли М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой.
Лермонтов в своём творчестве обращался и к событиям Отечественной войны 1812 года, и к эпохе Ивана Грозного.
Роман Толстого «Война и мир» ещё при жизни писателя стал своеобразной хроникой исторических событий 1812 года. Более того, Толстой отображает и отношения главных героев к военным действиям.
Среди героев художественных произведений на исторические темы есть реальные исторические деятели: Иван Грозный, Пётр I, Меншиков, Карл XII, Екатерина II, Пугачёв, Кутузов, Наполеон и многие другие, но каждый писатель видит их по-своему, поэтому реальный исторический деятель и его образ в художественном мире никогда не будут тождественны.
Наряду с историческими персонажами в художественных произведениях на исторические темы действуют персонажи вымышленные. Например, в сцене военного совета в Филях (роман Л.Н. Толстого «Война и мир») мы видим глазами маленькой крестьянской девочки Малаши, которая по-своему оценила и Кутузова, и Бенигсена.
Первая половина ХХ века ознаменовалась историческими событиями, которые стали настоящем потрясением для всего человечества и определи дальнейший путь его развития. Революция, Первая и Вторая мировые войны, жесточайшие сталинские репрессии с миллионными жертвами, коллективизация – все эти события нашли отражение в русской литературе. Писатели в своих произведениях не только описывали исторические факты, но и старались показать, как жил и что чувствовал обычный простой человек в столь ужасающих условиях.
Пётр I и его эпоха в поэмах А.С. Пушкина «Полтава», «Медный всадник»
Александр Сергеевич Пушкин проявлял серьёзный интерес к истории, был знаком с летописями, историческими легендами и преданиями, многотомной «Историей Государства Российского» Н.М. Карамзина. Особенный интерес проявлял он ко времени правления Петра Великого и к личности этого незаурядного правителя. Теме Петра I посвящены такие произведения поэта, как стихотворение «Стансы», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», неоконченный роман «Арап Петра Великого». Смерть оборвала и его работу над капитальным трудом «История Петра I».
В поэме
В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние на её содержание и характер изображения персонажей народных песен, сказочных мотивов.
Поэма посвящена
Героями «Полтавы» становятся как исторические лица: Петр I, Карл XII, Мазепа, Кочубей, Орлик и др., так и лица частные: дочь Кочубея Мария и её мать.
В своей поэме поэт показывает, что не слепая сила судьбы и случая играет решающую роль в истории, что для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и Кочубея существуют объективные исторические и нравственные критерии. Исход борьбы в конечном счёте определяется нравственным обликом борющихся сторон, их способностью учитывать уроки истории, историческими и личными мотивами их поступков. Именно их Пушкин стремился раскрыть в своём произведении, где показал, что поражение Карла XII под Полтавой явилось неизбежным следствием достижения русским народом и государством исторической зрелости, следствием нравственного превосходства Петра и его «птенцов» над Карлом XII и Мазепой.
Героем, стоящим в центре исторической темы в «Полтаве», является Петр, а центральными эпизодами – Полтавский бой и пир после победы. Свое понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе русской истории Пушкин сформулировал в предисловии к первому изданию поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем».
В поэме «Медный всадник» Пушкин продолжает тему Петра, но если в «Полтаве» в центре внимания был Пётр-полководец, то в «Медном всаднике» поэт говорит о нём как о реформаторе, дальновидном политике, заботящемся о безопасности и процветании государства.
Поэт и исследователь поэзии В.Я. Брюсов так изложил сюжет этого произведения: «В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе Евгении, глуповатом, не оригинальном, ничем не отличающемся от своих собратьев. Он был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастья и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений в своем безумии прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.
Во
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…
Вступление к поэме «Медный всадник» – это и гимн творению Петра и признание в любви к «юному граду», перед блеском которого померкла «старая Москва».
-
Завязка исторического сюжета в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
-
События, описанные в поэме А.С. Пушкина «Полтава», происходят в веке
-
А.С. Пушкин – автор поэмы
-
Петру я послан в наказанье; Я тёрн в листах его венца, – говорит в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
-
«Их мирно церковь приютила». Похоронены в Киево-Печерской лавре герои поэмы А.С. Пушкина «Полтава»
-
Как основной приём изображения портретной характеристики прекрасной дочери Кочубея Марии А.С. Пушкин в поэме «Полтава» использует
-
Автором поэмы «Медный всадник» является
-
Евгений – образ-персонаж поэмы А.С. Пушкина
-
В поэме «Полтава» А.С. Пушкин говорит о «змеиной совести»
-
Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как божия гроза.
Это портретная характеристика героя поэмы А.С. Пушкина «Полтава»
-
Главное историческое событие в поэме А.С. Пушкина «Полтава» – это
-
«Мальчиком бойким и отважным» называет в поэме А.С. Пушкина «Полтава»
-
В поэме А.С. Пушкина «Полтава» ведущими являются мотивы
-
В поэме А.С. Пушкина «Полтава» три сюжетные линии: это