Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Развитие культуры Казахстана в XIV – первой половине XV веков

Конспект

Материальная культура народа связана с его хозяйственной деятельностью. На территории Казахстана в ХIV–ХV веках преобладало скотоводство. В западных и центральных регионах развивалось кочевое скотоводство, на юге и юго-востоке — полукочевое и оседлое скотоводство. В южных районах Казахстана вместе со скотоводством развивалось земледелие. Преобладание кочевого скотоводства в хозяйственной деятельности вызвало необходимость создания переносного жилища – юрты. Современная казахская юрта –это итог развития материальной культуры древности. Каркас и кошмы для наружного покрытия изготавливались самостоятельно каждой семьей. Изготовлением деревянного каркаса юрты занимались особые мастера —уйши. Согласно письменным источникам XIII века, существовали передвижные жилища на повозках — куйме, которые перевозили быки или верблюды. В регионах с полукочевым и оседлым населением строились постоянные жилища из камня, глины и дерева. В пригородах Сыгнака, Саурана, Отрара строились кенты, в которых жили в зимние месяцы.

Одежду изготовляли из шерсти (вязали рубашки, платья, белье) и шкур (шили верхнюю одежду) животных. Зимой мужчины носили тымаки —шапки из мерлушки или звериных шкур, летом калпаки из белой тонкой кошмы. Обувь изготовляли из шерсти, шкур и меха.

Одним из главных показателей материальной культуры является пища. Скотоводы употребляли в пищу мясо и молоко, а также изготовленные из них продукты. Европейские путешественники (XIII век) сообщали, как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс. Так, В. Рубрук писал, что кыпчаки употребляли кислый молочный напиток «айран», а также отмечал, что большинство блюд они готовят из мяса.

Развивалось и ремесленное производство. Изготовляли конскую сбрую, куруки (шесты для ловли лошадей), различные виды привязи для животных: для лошадей – жели, для овец и коз – когены, железные путы-кисены. Производились разные виды оружия: сабли, копья, луки и стрелы, шокпары – дубины с утолщенным концом. В земледельческих районах использовали кетмени, железные сохи, плуги, косы и серпы, деревянные лопаты.

Духовная культура имеет древние и глубокие традиции. В ХIV–ХV веках произведения устной литературы племен и родов, населявших территорию Казахстана, стали основой возникновения и развития фольклора. К фольклору относятся сказки и легенды, эпические поэмы, пословицы и поговорки. Древнейшие произведения имели мифологические сюжеты: о возникновении Земли из хаоса, о происхождении Солнца, Луны и звезд, о появлении гор, рек, озер и первых людей. Самым распространенным жанром устной литературы были сказки: волшебные, героические, назидательные. Одним из древнейших жанров были эпические поэмы. Они возникли в VI–VIII веках как эпические сказания о батырах. В поэме о Кобланды-батыре рассказывается о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против калмыков и кызылбашей.

В ХIII–ХIV веках появились образцы устной авторской поэзии. Известными жырау (сказителями эпоса) были Кетбуга, Кодан, Сыпыра, Асан-Кайгы. Кетбуга-жырау, живший в эпоху Золотой Орды, создал произведение «Аксак-кулан», повествующее, как Чингисхану сообщили о смерти его старшего сына Джучи. Произведение Сыпыра-жырау, одного из основоположников ногайлинско-кыпчакского эпоса XIV века, «Едыге» повествует о борьбе между Тохтамышем и Тимуром.

Политический деятель XV века Кодан-тайши выступал против политики хана Абулхаира, поддерживая Жаныбека и Керея. Казтуган-жырау был, согласно легендам, полководцем-батыром. Он родился приблизительно в 1420 году близ Астрахани, вырос на берегах Волги. После 1480 года Казтуган-жырау вместе с племенем алшын присоединился к Казахскому ханству и перекочевал на восточный берег Волги. О месте и времени его смерти сведений не сохранилось. Казтуган оставил после себя творческое наследие, состоящее из множества песен, описывающих жизнь, родную землю и военный быт казахов. Жырау и философ кочевников XV века Хасен Сабитулы был известен в народе как Асан Кайгы (Печальный). Он был одним из влиятельнейших биев Золотой Орды. Поддерживал первых казахских ханов Жаныбека и Керея. Разочаровавшись в политике Жаныбека, отправился на поиски «земли обетованной». Умер в Сары-Арке.

В ХIV-ХV веках стала развиваться письменная литература, основным языком которой был кыпчакский. Для европейцев, приехавших в Золотую Орду, предназначался словарь кыпчакского языка «Кодекс Куманикус». В это время стали известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба, «Жусуп – Злиха» Дурбека. Автор поэмы «Хосров и Ширин» жил и творил при дворе золотоордынского хана Тынибека, старшего сына Узбек-хана. Кутба стал одним из основателей тюркоязычной литературы. Его поэма – это первое светское произведение в западной части бывшей Монгольской империи. Автором поэмы «Жусуп – Злиха», появившейся в период широкого распространения ислама на юге Казахстана, считается Дурбек, по другим сведениям – акын Али. Хотя поэма полна религиозных мотивов, в ней воспеваются честность и преданность в любви.

Музыка была разнообразна в жанровом и тематическом отношениях. Трудовые, лирико-бытовые, свадебные песни (жар-жар, той-бастар, беташар), похоронные (жоктау), песни-утешения (естирту, конил айту, жубайту) были частью повседневной жизни и произведениями искусства. Пользовалась популярностью инструментальная музыка. Сохранились кюи: «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр и кюи-легенды: «Поход Жошы-хана», «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска»), созданные в эпоху Золотой Орды.

Религиозные верования.

Ислам начал распространяться в Казахстане с VIII века, но до XII века он не был господствующей религией. Это мнение высказал Шокан Уалиханов в статье «Исламская религия». Утемис Хаджи в книге «Шынгыснаме» в середине XIII века писал, что хан Берке обратил в ислам большую часть населения Дешта. Ислам широко распространился среди народа в XIV веке при золотоордынском Узбек-хане и могульском хане Тоглук-Тимуре. Одной из причин быстрого распространения ислама была его суфистская (мистическая) направленность, многие каноны и обряды были близки верованиям шаманства. Поэтому в ХIV–ХV веках многие элементы ислама и шаманизма существовали одновременно. Казахи продолжали почитать Тенгри (Небо), что не противоречило почитанию единого бога в исламе. Одним из сохранившихся элементов шаманизма – поклонение огню, который считался домашним святилищем, покровителем жилища. Казахи верили в очистительную силу огня: покидая зимовки и возвращаясь на них осенью, они прогоняли скот между разложенных костров, чтобы уберечь его от злых духов. Этот обряд по сей день сохранился в южных регионах Казахстана. Чтобы уберечь от сглаза, использовали бойтумары – обереги, которые изготовляли из перьев и зубов считавшихся священными птиц и зверей. Бойтумары вешали на шею маленьким детям, а также жеребятам и верблюжатам.



Вопросы
  1. В ХIV–ХV веках на территории Казахстана сосуществовали одновременно многие элементы

  2. После официального принятия ислама в XV–XVІI веках у казахов сохранился культ поклонения

  3. В XV–XVII веках в период Золотой Орды и Ак Орды употреблялся как официальный литературный язык на территории Казахстана

  4. Купольные жерди юрты 

  5. Автор поэмы «Жусуп–Злиха»

  6. Книга, написанная Утемисом-хаджи

  7. Автор поэмы «Хосров и Ширин»

  8. Курук – это

  9. После распада Золотой Орды главными героями в эпических произведениях были

  10. В XIV–XV веках стала развиваться письменная литература, произведения которой написаны

  11. Казахская(-ие) сказка(-и)

  12. Свадебная(-ые) песня(-и)

Сообщить об ошибке