Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Обычаи казахского народа в XVI–XVII вв.
Поскольку жизнь и благополучие народа зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в Степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на шильдехана – празднестве по поводу рождения ребенка – состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесикке салу – укладка новорожденного в люльку с намеком на то, чтобы он быстро рос и набирался богатырского здоровья; тусау кесу – первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. Атка отыргызу – это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7 летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю должны сделать той –праздник.
У казахов была широко развита взаимопомощь друг другу. Такая помощь имела различные названия: жылу, немеурин, уме, асар. Так, сообща они могли собрать нищему скот, провести работы по стрижке овец, оказать помощь в сборе урожая, на сенокосе, в строительстве жилища. За работу никому ничего не платят, но хорошо кормят.
В похоронных обрядах казахов соблюдались традиции поклонения Тенгри. Согласно исламской религии совершались обряды омовения тел умерших и погребения их в могиле головой в направлении Мекки. Хоронили обычно вблизи зимовок. Внешний вид могил свидетельствовал о том, какое положение занимал в обществе умерший человек. Богатым возводились красивые сооружения из обожженного кирпича с национальным орнаментом. Жена покойного в течение года ходила в черном платке и соблюдала траур. Лишь по истечении года над могилами ставились надгробные памятники, устраивались поминки. Коням усопших отрезали хвосты, пускали их в табун, а затем забивали в качестве жертвоприношения к годовщине смерти человека.
В религиозной жизни казахов продолжал существовать культ огня. В языческих верованиях казахов присутствовало древнее понятие огня – алас. Люди считали огонь покровителем домашнего очага. Соблюдался также обряд очищения огнем (аластау), когда злых духов изгоняли с помощью огня.
-
Празднество у казахов по поводу рождения ребенка
-
Напиток, который готовили из верблюжьего молока
-
По обычаю казахского народа жена покойного ходила в черном платке и соблюдала траур
-
У казахов обряд тусау кесу
-
Казахи хоронили усопших согласно исламской религии
-
Полушубок из шкуры молодых жеребят
-
У казахов соблюдался обряд очищения огнем, когда злых духов изгоняли с помощью огня
-
У казахов была широко развита взаимопомощь друг другу, за работу никому ничего не платят, но хорошо кормят. Это называется
-
В похоронных обрядах казахов соблюдались традиции поклонения
-
Согласно казахским обычаям, у лошади умершего человека
-
Лирико-эпическое(-ие) произведение(-я)
-
Жырау XVI–XVII вв.