Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Культура казахского народа в XVI–XVII вв.
В XVI–XVII веках бурное развитие получило устное народное творчество с его многочисленными тематикой и жанрами. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невесты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т. д. Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донесшими ее до нас, были талантливые акыны, салы и серы.
Язык и письменность.
В XV веке казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык. По сведениям ученых-литературоведов, такие эпосы, как «Едиге» и «Ер Саин» среди народа распространились через алшынов. Дастаны «Ер Кокше», «Базар-батыр» были созданы на керейском языке, родственном, как и другие племенные языки, единому казахскому языку, «Таласские памятники» – на языке дулатов-уйсунов, «Нахжи аль-Фарадис» создан на кердеринском и «Кодекс Куманикус» – на кыпчакском языках. Среди всех языков основным являлся древний кыпчакский язык. В XV–XVII веках, в период Золотой Орды и Ак Орды, древний кыпчакский язык употреблялся как официальный литературный язык.
Календарь. Карта звезд.
У казахов-кочевников был накоплен большой опыт по наблюдению за звездным пространством. Эти знания помогали им выбирать правильный ориентир в бескрайней степи и находить пастбища, колодцы и другие объекты. Кочевое хозяйство нуждалось и в правильном счете времени, поэтому казахи создали народный календарь. Они досконально изучили карту звездного неба. Полярная звезда, Большая Медведица для казахов были как бы астрономическими часами. Осенью, когда ночи становятся длиннее, у тех, кто охранял овец, смена караула происходила согласно этой звездной системе определения времени. Меркурий казахи называли Утренней звездой, иногда – Малой Венерой.
Распространение исламской религии.
В XVI–XVII веках казахи официально приняли исламскую религию. Распространителями ислама среди казахов были туркестанские, бухарские и астраханские священнослужители. Казахские ханы и султаны, приняв ислам, стали соблюдать все его обряды, например, чтение Корана и молитва (намаз). Своих детей они отдавали учиться в медресе. Медленнее проникал ислам в среду народных масс. Они традиционно продолжали придерживаться языческого (тенгрианского) верования. Особо широкое распространение исламская религия получила в Южном Казахстане и Жетысу. Как писал турецкий историк XVI века Сейфи, 200 тысяч семейств казахов придерживаются исламской религии. Английский купец А. Дженкинсон, посетивший Центральную Азию в 1558–1560 годах, писал, что казахи являются народом «магометанской веры». Значительная роль в распространении суфизма – ответвления исламской религии – принадлежит Ходжа Ахмеду Йасауи. Исламские идеи его учения были близки древним религиозным верованиям тюрков.
Характерные признаки материальной культуры.
К материальной культуре казахского народа относятся жилища, одежда и национальные блюда. Основным видом переносного жилища казахов была юрта. В регионах земледельческой культуры строили постоянные дома из дерна, глины и камня. При входе справа от двери ставили деревянную лежанку на ножках (жукаяк), сундук и кебеже (разновидность сундука). В середине находился очаг – продолговатая яма в земле – для установки котла. Здесь готовили пищу, очаг также обогревал жилище.
Одежда.
Показателем своеобразия казахской культуры того времени являлась и одежда. Казахи летом носили рубашки, а поверх них надевали бешпент, камзол или чапан. Зимой надевали тулупы с подкладкой из верблюжьего или овечьего меха или шерстяной плащ (шидем чекпен), шубу из овчины (тон), а также полушубок из шкуры молодых жеребят (жаргак) с воротником и шаровары из овчины с подшерстием внутрь, штаны из сайгачьих шкур. Из головных уборов мужчины носили тымак из мерлушки и шкур диких зверей, летом – калпак из тонкой белой кошмы. У казахов были различные виды обуви. Мужчины ходили в шокайма –сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами. На охоту обували сапоги с загнутым кверху носком, а для верховой езды – легкие сапоги. Мягкая обувь из козьей кожи называлась ичиги. Носили кожаные галоши – кебис – и другую обувь.
Девушки носили красивые головные уборы из ценного меха с перышками филина на макушке. Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном головном уборе, украшенном драгоценными камнями и орнаментом, – саукеле. Затем носили шелковое покрывало – желек. 30–40-летние женщины надевали головной убор из белого материала с вышивкой – кимешек, более старшие – платки (жаулык), а пожилые –саукелеобразный круглый головной убор – кундик. Женщины носили галоши и ичиги. А жены состоятельных людей в торжественных случаях носили сапоги с орнаментом и ичиги из мягкой кожи серо-голубого цвета, украшенные серебром.
Национальные блюда.
Основную пищу казахов-скотоводов составляли мясо, молоко, кумыс, шубат и другие продукты животноводства. Из конины готовились казы, карта, жал, жая и чужук. Оседлые казахи готовили разные блюда из пшеницы, риса и проса; занимались садоводством и бахчеводством.
Из кобыльего молока казахи готовили кумыс, из коровьего и овечьего – айран, катык, курт, брынзу и масло, а из верблюжьего – шубат. Одним из изысканных лакомств у казахов считался жент. Он готовился путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному, очищенному просу. Казахи из пшеничной муки жарили лепешки, баурсаки, шелпек, делали кеспе (лапшу), коже, катырма (тонкие слоеные лепешки с добавлением масла), из риса готовили плов, молочную кашу, коже из риса, а из проса – жент, коже; напиток, употребляемый в праздники – максым. Куски мяса накалывали на металлические или деревянные колья и вялили на огне. Мясо и внутренности, жаренные в масле, называли куырдаком.
-
В XV–XVII веках в период Золотой Орды и Ак Орды употреблялся как официальный литературный язык
-
Куски мяса накалывали на металлические или деревянные колья и вялили на огне. Мясо и внутренности, жаренные в масле, называли
-
Мужчины носили сшитые из мерлушки и шкур диких зверей головные уборы
-
Религия казахского народа после образования Казахского ханства
-
Изысканное лакомство у казахов, которое готовится путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному, очищенному просу
-
Английский купец, посетивший Центральную Азию в 1558–1560 годы, писал, что казахи являются народом «магометанской веры»
-
У казахов цикл жизни состоял из 12-ти лет, носивших название
-
Национальный напиток казахов, который готовили из кобыльего молока
-
Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном головном уборе, украшенном драгоценными камнями и орнаментом
-
Казахи называли Утренней звездой, иногда – Малой Венерой
-
Дастан(-ы), созданный(-е) на керейском языке
-
Древний кыпчакский язык употреблялся как официальный литературный язык в государстве(-ах)