Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Казахстанские ветви Великого Шелкового пути
Жетысу.
По территории Казахстана, который издавна был местом, соединяющим Восток и Запад, проходило несколько ответвлений Великого Шелкового пути. Жетысу были «основными воротами» на Восток, что имело несколько последствий:
- все средневековые города Семиречья располагались вдоль Великого Шелкового пути;
- здесь же в дальнейшем находились зимовки казахов;
- современные железные и автомобильные дороги проходят параллельно Шелковому пути.
По Жетысу проходило несколько трасс Великого Шелкового пути. Первое направление пролегало через юго-восток Жетысу, затем проходило через Тараз до Алматы (Алмалык), оттуда через Шелек (Чилик), Сумбе, Жаркент шло на восток. Второе ответвление – северо-восточное – проходило через Алматы, Капшагай, Шенгельды, Алтын-Эмель, Дунген и Койлык мимо озера Алкаколь на восток. Третье, северное, направление после Тараза проходило через город Кулан, перескало Хантау и в городе Дунген соединялось с северо-восточным направлением. Затем от поселения Айнабулак путь поворачивал на север в Сарканд и через северо-восток Казахстана шел в Монголию. По этому направлению прошел к Монке-хану караван фламандского путешественника В. Рубрука. В 1253 году В. Рубрук писал о городе, в котором имелась торговая колония иранских купцов Екиогуз (Эквиус).
Западное и восточное направления Великого Шелкового пути смыкались в городе Тараз и доходили до Испиджаба (Сайрама), которые были основными торговыми центрами в Южном Казахстане. Первым крупным городом на Великом Шелковом пути в Таласской долине был Джувикат, через который караваны попадали в Тараз. Исторические источники называют Тараз «городом купцов». Именно в Таразе каган тюрков Истеми (Иштеми) в 568 году принимал посольство византийского императора во главе с Земархом для заключения военного союза и решения вопросов торговли шелком.
Путь, идущий из Семиречья через Тараз, в Испиджабе разветвлялся: первое направление шло в юго-восточном направление через Шаш в Самарканд и Бухару и оттуда на запад; второе направление проходило через Шымкент, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыганак и в Баршынлыкенте делилось на две трассы: одна шла на юго-восток в Хорезм, вторая – через Жанкент по северному побережью Аральского моря и северо-восточному побережью Каспийского моря выходила на запад. Из Жаркента существовало направление и в Северный Казахстан. Из Сыганака через Аксумбе пролегало направление в Центральный Казахстан.
Узлом многих караванных путей был город Отрар, основанный в V–VI веках. Отсюда одна дорога шла в Шавгар, а другая – через Сырдарью к городу Васидж. Затем путь шел вверх по Сырдарье через город Сюткент в Шаш, а вниз по Сырдарье – в город Дженд, дальше через Кызылкумы – в Хорезм и Ургенч, оттуда – в Поволжье и на Казказ. Эта часть Великого Шелкового пути была основным направлением в Золотую Орду.
Главным городом в Отрарском оазисе в X веке был Кадер, известный как «место стечения купцов из разных стран». Крупным торговым городом Чуйской долины был Суяб, о котором сообщалось, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран тюрков со стороны Мавераннахра». Китайцы называли город Кулан (Цзюйлень).
Значение Великого Шелкового пути для Казахстана.
Располагавшиеся вдоль Великого Шелкового пути города сыграли важную роль для перехода к оседлости тюркоязычных племен, вошедших в состав казахского народа. Благодаря развитию торгово-экономических связей народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Такое взаимовлияние продолжалось до расцвета Средневековья (XIII–XV века). На территории Казахстана развивалось денежное обращение, о чем свидетельствует серебряный клад из Отрара. В городе Тараз был найден византийский золотой солид эпохи императора Юстиниана I. Торговые и экономические связи между государствами по Великому Шелковому пути были нарушены в XIII веке монгольским нашествием. Начиная с XVII века, после открытия морских торговых путей, Великий Шелковый путь пришел в упадок. Только со второй половины XVIII века возобновилась торговля Казахстана с Россией на севере и Китаем на юге.
-
Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток была территория
-
Породистых лошадей по Великому Шелковому пути поставляли из
-
Из Жаркента существовало направление Великого Шелкового пути в
-
Великий Шелковый путь шел вниз по Сырдарье – в город Дженд, оттуда – в Поволжье и на Казказ. Эта часть Великого Шелкового пути была основным направлением в
-
Из Сыганака через Аксумбе пролегало направление Великого Шелкового пути в
-
Одна из причин ослабления торговли по Великому Шелковуму пити
-
Трасса Великого шелкового пути, идущая из Жетысу через Тараз, достигая Испиджаба, делилась
-
Караваны знаменитого фламандского посла и путешественника В. Рубрука в Монголию к Мункэ-хану прошли
-
Город, в котором была найдена китайская фарфоровая посуда
-
Первым крупным городом на Великом Шелковом пути в Таласской долине был Джувикат, через который караваны попадали в
-
Основные торговые центры в Южном Казахстане в Средние века
-
Значение Великого Шелкового пути в истории