История изучения клетки

Английский ботаник Р. Гук, рассмотрев срез пробки пробкового дуба, обнаружил, что она состоит из ячеек, которые он назвал клетками (1665 г.).

В 1683 г. нидерландский исследователь А. Ван Левенгук усовершенствовал микроскоп и наблюдал живые клетки, и впервые описал бактерии.

Клеточное строение растений подтвердили ботаники М. Мальпиги (1675 г.) и Н. Грю (1682 г.).

В 1825 г. чешский ученый Я. Пуркине открыл ядро в яйцеклетке птиц. Российский ученый Карл Бэр в 1827 г. обнаружил яйцеклетку млекопитающих. В середине XVII века английский врач У. Гарвей предположил, что все живые организмы развиваются из яйца.

В 1827 году ученый Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки. Это открытие показало, что клетка не только единица строения, но единица развития всех живых организмов.

Английским биолог Р. Броун (1833 г.) обнаружил ядро в растительных клетках.

Немецкие ученые ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн первыми сформулировали клеточную теорию, основной пункт которой утверждал, что все организмы состоят из простейших частиц – клеток, а каждая клетка – самостоятельное целое. Однако в организме клетки функционируют совместно. В 1858 г. немецкий ученый Р. Вирхов обосновал, что все клетки образуются из других клеток путем клеточного деления: «всякая клетка из клетки». Клеточная теория послужила основой возникновения в XIX в. науки цитологии.

К концу XIX в. благодаря усложнению микроскопической техники были открыты и изучены структурные компоненты клеток и процесс их деления. Электронный микроскоп позволил исследовать тончайшие структуры клеток. Было обнаружено удивительное сходство в тонком строении клеток представителей всех царств живой природы.

Основные положения современной клеточной теории:

• клетка – структурно-функциональная единица всех живых организмов, а также единица развития;
  • клеткам присуще мембранное строение;
  • ядро – главная часть эукариотической клетки;
  • клетки размножаются только делением;
  • клеточное строение организмов свидетельствует о том, что растения и животные имеют единое происхождение.

1. Наука, изучающая закономерности процессов наследственности и изменчивости живых организмов на клеточном уровне