Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Саки: расселение, общественный строй, хозяйство, борьба за независимость
Информация о саках встречается в персидских источниках и сочинениях греко-римских авторов. Это связано с тем, что саки имели отношения – мирные и враждебные – со многими древними народами. Персы называли саков «великими мужами», «турами с резвыми конями». Древнегреческий историк Геродот называл саков азиатскими скифами, а также массагетами. Интересные сведения о сакских женщинах оставил другой греческий автор Ктесий, который восхищался их физической силой, участием в войнах наравне с мужчинами. Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками.
Сакские племена расселялись по всей территории нынешнего Казахстана. Так, саки-тиграхауда жили в Жетысу. Их отличали остроконечные шапки. Саки-парадарайя, или заморские саки, населяли Приаралье и низовья Сырдарьи. Южнее них расселялись саки-хаумаварга – саки, изготовлявшие напиток хаома. Саки-исседоны проживали в Центральном Казахстане. Аргиппеи и массагеты проживали северо-восточнее Арала.
Племенной союз саков обитал на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Мы можем судить об этом благодаря археологическим и письменным источникам. Так, представителей знати хоронили в богатых высоких курганах, а простых людей – в малых погребениях.
Сакское общество в основном состояло из трех групп: воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы предпочитали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. Каждое из сакских племен управлялось своим вождем, или царем. Вожди происходили из сословия воинов и обладали большой властью. Их власть передавалась по наследству. Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Важные вопросы племени решались на народном собрании. Женщины участвовали в собрании наряду с мужчинами. Таким образом, общественный строй саков представлял собой военную демократию. Термин «военная демократия» был впервые введен выдающимся американским ученым Льюисом Морганом в работе «Древнее общество», чтобы охарактеризовать древнегреческое общество в переходный период от первобытнообщинного строя к государству. Признаками военной демократии являются военное предводительство и народное собрание. Как мы видим, оба признака имели место в сакском обществе.
Саки занимались кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, коров, овец и верблюдов. При этом главное значение имели коневодство и овцеводство. Кочевники жили в легко переносимых жилищах – юртах. По сведениям Геродота, саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. Часть саков занималась земледелием. Выращивали рожь, просо, пшеницу. Кроме основных занятий, саки занимались рыболовством, ремеслами, торговлей.
В VI веке до н. э. сакские племена воевали с персами. Так, в 530 году до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Сакскими племенами тогда управляла царица Томирис. Подойдя с войском к Сырдарье, Кир отправил к Томирис послов, пытаясь склонить саков к покорности. Сведения об отваге Томирис оставил римский историк Помпей Трог. Сакская царица отказалась вести переговоры. Кир, переправив свое войско через Сырдарью, разбил лагерь. На следующий день он применил хитрую уловку – покинул лагерь, как бы обратившись в бегство. Спаргапис, преследовавший врагов сын царицы Томирис, был неопытным военачальником. Он попал в засаду, устроенную персами, и погиб. Получив весть о гибели сына, Томирис двинулась с большим войском навстречу Киру. Вот как описывает это сражение Геродот: «Вначале оба войска обстреливали друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда, стрелы были истощены, перешли врукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга, и ни одна из сторон не обращалась в бегство. Наконец массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, а сам Кир был убит».
Через несколько лет в 519 году до н. э. поход против саков предпринял персидский царь Дарий I. Сведения об этом упоминаются в надписи Дария I на Бехистунской скале в Иране. Борьбу саков возглавил вождь Скунха. Персы и в этот раз перешли Сырдарью. В этой войне против персов прославился простой сакский пастух Ширак. Его подвиг описал древнегреческий историк Полиэн. Ширак, намеренно причинив себе увечья, перебежал в стан врага, якобы чтобы помочь персам. Однако он завел войска саков в безводную пустыню. Дарий I потерял большую часть своего войска, которая погибла от жажды и зноя, оставшиеся же в живых были уже неспособны воевать. Дарий I вынужден был вернуться в Персию, отказавшись от дальнейшей войны. Ширак был убит. Он спас родину от военной угрозы, пожертвовав своей жизнью. Однако часть территории саков осталась под властью персов. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Известно, что сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н. э. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией.
В IV веке до н. э., в 336 году до н. э. царем Македонии стал Александр, получивший прозвище Македонский. После установления своей власти над Грецией он разбил войско персов, начал вторжение в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сакский вождь Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский переправился через Сырдарью на плотах и атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск. Страшная жара, постоянные набеги, тактика саков заставили отказаться от преследования кочевников. Саки осадили Мараканду, где находился греческий гарнизон. Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за якобы отступающими кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел в наступление. Далее Арриан сообщает, что греки «бежали на небольшой остров, на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли». Таким образом саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. Жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость.
Подведем итоги. В железном веке в результате распада родовой общины, с развитием внешних связей родов и племен возникают государственные объединения. Одним из них на территории Казахстана был племенной союз саков. Саки обитали на всей территории Казахстана в эпоху раннего железа, в VIII–III вв. до н. э. Наличие сильной власти вождей, народного собрания позволяет сделать вывод о развитии военной демократии у саков. Саки были широко известны в древности. Информация о племенах встречается в персидских источниках и в сочинениях греко-римских авторов.
-
Карта «Расселение сакских племен»
Содержание лекции
1. Источники о саках. Расселение сакских племен.
2. Общественный строй, хозяйство саков.
3. Борьба саков за независимость.
ТЕЗИСЫ
-
Племенной союз саков обитал на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э.
-
Информация о саках встречается в персидских источниках и сочинениях греко-римских авторов.
-
Персы также называли саков «великими мужами», «турами с резвыми конями».
-
Древнегреческий историк Геродот называл саков азиатскими скифами, а также массагетами.
-
Греческий автор Ктесий писал: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».
-
Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками.
-
Сакские племена расселялись по всей территории нынешнего Казахстана.
-
Саки-тиграхауда расселялсь в Жетысу. Носили остроконечные шапки.
-
Жетысу – Семиречье.
-
Саки-парадарайя, или заморские саки, населяли Приаралье и низовья Сырдарьи.
-
Саки-хаумаварга изготавливали напиток хаома.
-
Саки-исседоны проживали в Центральном Казахстане.
-
Курган – погребение; земляная насыпь над погребальной ямой.
-
Во главе сакских племен находились вожди (цари).
-
Общественный строй саков – военная демократия.
-
Сакское общество состояло из трех групп – воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.
-
Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы предпочитали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов.
-
Саки занимались кочевым скотоводством.
-
Саки разводили лошадей, коров, овец и верблюдов.
-
Саки жили в легко переносимых жилищах – юртах.
-
Часть саков занималась земледелием.
-
Саки выращивали рожь, просо, пшеницу.
-
В VI веке до н. э. сакские племена воевали с персами.
-
В 530 году до н. э. на земли саков вторглись персидские войска царя Кира.
-
Сведения об отваге Томирис в борьбе против Кира оставил римский историк Помпей Трог.
-
Спаргапис – сын царицы Томирис – попал в засаду и погиб.
-
Кир погиб в войне против саков.
-
В 519 году до н. э. поход против саков предпринял персидский царь Дарий I.
-
Автор Бехистунской надписи в Иране – Дарий I.
-
Борьбу саков против войск Дария I возглавил вождь Скунха.
-
Сакский пастух Ширак совершил подвиг во время набегов персидской армии Дария I.
-
Подвиг Ширака описал древнегреческий историк Полиэн.
-
Саки на стороне персов участвовали в греко-персидских войнах.
-
Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н. э.
-
В IV веке до н. э. Александр Македонский предпринял поход в Среднюю Азию, приблизился к Сырдарье.
-
Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сакский вождь Спитамен.
-
Сведения о борьбе саков с войсками Александра Македонского встречаются у древнегреческого историка Арриана.