Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Археологические памятники саков
Археологические памятники саков
Сакские племена, населявшие территорию Казахстана, оставили замечательное культурное наследие. Самые древние памятники сакской культуры обнаружены на территории Восточного Казахстана. Восточный Казахстан являлся одним из центров древней металлургии. Письменных сведений о древних жителях этого региона сохранилось мало. Исходя из сообщений Геродота, ученые сделали вывод, что на востоке современного Казахстана со стороны Алтая проживали саки-аримаспы – «стерегущие золото». В степных районах Восточного Казахстана, на территории Зайсанского района расположены грандиозные царские курганы. Наибольшее их количество – 51 курган – располагается в Шиликтинской долине. Эти курганы были разграблены еще в глубокой древности. Шиликтинские памятники впервые исследовал профессор С. Черников в 1960-е гг. Курган №1 в Шиликты является самым древним в Казахстане царским курганом. Ученые датируют его возраст VIII в. до н. э. Этот памятник также известен как Байгетобе. Он был открыт ученым А. Толеубаевым. Высота этого кургана – 8 метров, диаметр – 100 метров. Внутри кургана был расположен деревянный мавзолей-склеп. В могиле был захоронен один человек. Его захоронили вместе с одеждой, богато украшенной пластинками из самородного золота. Самая интересная находка – пятиугольная звезда, в древности она являлась символом власти. Курган Байгетобе ученые называют «Шиликтинским золотым человеком».
В Катон-Карагайском районе на востоке страны был обнаружен Берельский могильник. Он состоит из 40 курганов. Время сооружения курганов – V–IV вв. до н. э. Высота самого большого из них составляет 9 метров. В кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по четыре лошади в четыре ряда. Лошади были захоронены в полном снаряжении.
Одни из наиболее древних сакских памятников – Тагискен и Уйгарак – находятся в Южном Казахстане, на восточном побережье Аральского моря. Принадлежали сакам-массагетам. В 300 км от Кызылорды археологи провели раскопки города Чирик-Рабат. В центре города находилась цитадель. Крепостные стены города имели толщину 4,5 метра. Город был окружен рвом. Также раскопки были проведены в сакском городе Бабиш-Молда. Он тоже имел крепостные стены и ров.
Бесшатырские погребения саков расположены в Жетысу, на правом берегу реки Или. Они состоят из 31 кургана разных размеров. Курганы были построены в V–IV вв. до н. э. Большой Бесшатырский курган называют «царским».
Среди всех сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы, расположенные в 50 км к востоку от Алматы. Здесь более 40 погребений. Самое знаменитое из них – курган Иссык. Он был сооружен в V–IV вв. до н. э. Его диаметр составляет 60 метров, а высота – 6 метров. Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. Внутри кургана в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека, одетого с головы до ног в одежду, обшитую золотыми пластинами и украшениями. 4 тысяч золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, горного козла, птиц покрывали одежду знатного сака. При нем находилось полное вооружение – меч, кинжал. По определению ученых, похороненный в кургане человек умер в возрасте 17–18 лет. Археологическая находка вошла в историю под названием «Золотой человек из кургана Иссык». Для научного мира большой интерес представляет высокий конусообразный головной убор царевича, украшенный золотыми пластинами в виде снежных барсов, горных козлов, архаров, крылатых лошадей, птиц. Головной убор отражал представления саков о мироустройстве. Пластины с изображением крылатых коней с козлиными рогами (тулпаров) символизируют солнце. Человек, носивший этот головной убор, возводился в ранг солнцеподобного божества. По представлениям саков мир состоял из трех частей – небесной, земной и подземной. Узоры на головном уборе разделены на три вертикальных уровня. Головной убор по кругу окаймляет рисунок из гряды золотых гор и деревьев. У подножия гор размещены звери. По мнению ученых, орнаментальная кайма означает мировую горную цепь, а орнамент символизирует трехуровневую организацию мира. Звери являются хранителями сторон света. Высота головного убора и его форма позволяют отнести погребенного в кургане Иссык к сакам-тиграхауда.
Среди посуды из глины, дерева, металла особый интерес ученых вызвала серебряная чаша с надписью из 26 знаков. Надпись до сих пор не расшифрована. Однако она, возможно, является доказательством наличия у саков письменности.
Саки поклонялись духам предков. Умерших людей они хоронили на родовых кладбищах, помещая в могилу предметы быта. Они верили в существование подземного мира. Саки хорошо были знакомы с технологией бальзамирования. Солнце у саков возводилось в культ, обычай жертвоприношения коня солнечному божеству был широко распространен.
Символом сакской культуры является звериный стиль в ювелирном искусстве. Он получил распространение на территории современного Казахстана в VIII в. до н. э. Различными изображениями животных украшались одежда, посуда, оружие, конская упряжь. С традицией звериного стиля саки познакомились во времена походов в Переднюю Азию и Иран. В то же время звериный стиль является отражением традиции тотемизма. Изображения зверей, по мнению саков, охраняли их от злых духов.
Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана сохранилось мало. Памятники саков-исседонов представлены так называемыми курганами с «усами». Они составили тасмолинскую археологическую культуру. В местности Тасмола в Павлодарской области был раскопан первый курган данной культуры. Поэтому археологическая культура получила такое название. Особенность курганов тасмолинской культуры состоит в том, что в них имеются два захоронения. Оба кургана расположены по соседству. В большом кургане хоронили человека, в малом кургане – лошадь. От них в восточном направлении отходят два ответвления – насыпи из камней. Их археологи и называют «усами». Длина «усов» составляет от 10 до 30 м. Другой особенностью тасмолинской культуры является то, что в быту скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда.
На северо-западе Сарыарки проживали саки-аргиппеи. Курганы в местности Улыбай в Северном Казахстане схожи с памятниками тасмолинской культуры. Поэтому памятники региона составляют улыбай-тасмолинскую культуру. В регионе хорошо исследованы курганы: Бирлик, Алыпкаш, Бектениз, Покровка, а также поселения Карлыга, Борки, Кеноткел. Племена Северного Казахстана находились в постоянных культурных связях с племенами Жетысу, Южного и Западного Казахстана.
В Западном Казахстане, на Устюрте археологами обнаружены погребения Байте, Карамонке, Терен. Здесь были обнаружены молитвенные места, где совершались жертвоприношения и групповые молитвы. В молитвенных местах во множестве встречаются остатки пепелищ. Это в очередной раз доказывает существование культа Солнца у саков.
Многочисленные памятники саков – курганные могильники и обнаруженные в них предметы – доказывают наличие у саков богатой и самобытной культуры, а также отображают их религиозные представления.
-
Под конспектом желательно разместить качественные рисунки: «Золотой человек из кургана Иссык», Курган с «усами» (фото дано ниже).
Содержание лекции
1. Памятники саков на территории Казахстана.
2. Курган Иссык. «Золотой человек».
3. Религиозные представления саков. Звериный стиль в искусстве.
ТЕЗИСЫ
-
Саки проживали на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э.
-
На востоке современного Казахстана со стороны Алтая проживали саки-аримаспы – «стерегущие золото».
-
В Восточном Казахстане расположены грандиозные царские курганы аримаспов.
-
Курган – погребение; земляная насыпь над погребальной ямой.
-
Наибольшее количество царских курганов (51 курган) располагается в Шиликтинской долине.
-
Шиликтинские курганы впервые исследовал профессор С. Черников в 1960-е гг.
-
Курган №1 в Шиликты (также называется Байгетобе) является самым древним в Казахстане царским курганом.
-
Ученые датируют шиликтинский курган №1 VIII в. до н. э.
-
Курган Байгетобе был открыт ученым А. Толеубаевым.
-
Пятиугольная звезда была найдена в Байгетобе.
-
Курган Байгетобе ученые называют Шиликтинским золотым человеком.
-
Берельский могильник находится в Восточном Казахстане.
-
Могильник – группа погребений.
-
Берельский могильник состоит из 40 курганов.
-
Время сооружения Берельских курганов – V–IV вв. до н. э.
-
Памятники Тагискен и Уйгарак находятся в Южном Казахстане.
-
В 300 км от Кызылорды археологи провели раскопки города Чирик-Рабат.
-
Цитадель – крепость, защищающая город, либо внутреннее укрепление крепости, имевшее самостоятельную оборону.
-
Бабиш-Молда – сакский город на юге Казахстана.
-
Бесшатырские курганы саков расположены в Жетысу.
-
Бесшатырские курганы состоят из 31 кургана.
-
Бесшатырские курганы были построены в V–IV вв. до н. э.
-
Иссыкские курганы расположены в 50 км к востоку от Алматы, в Жетысу.
-
Курган Иссык был сооружен в V–IV вв. до н. э.
-
Иссыкские курганы принадлежат сакам-тиграхауда.
-
Серебряная чаша с надписью из 26 знаков была обнаружена в кургане Иссык.
-
Саки поклонялись духам предков.
-
У саков существовал культ солнца.
-
Саки приносили коня в жертву солнечному божеству.
-
Звериный стиль в ювелирном искусстве получил распространение на территории Казахстана в VIII в. до н. э.
-
Тотемизм – одна из ранних форм религии, вера в существование мистического родства между человеком и животным, растением (тотемом).
-
Саки-исседоны населяли территорию Центрального Казахстана.
-
Памятники исседонов представлены так называемыми курганами с «усами».
-
Курганы с «усами» составляют тасмолинскую археологическую культуру.
-
В местности Тасмола в Павлодарской области был раскопан первый курган тасмолинской культуры.
-
В большом кургане тасмолинской культуры хоронили человека, в малом кургане – лошадь.
-
На северо-западе Сарыарки проживали саки-аргиппеи.
-
Памятники Северного Казахстана составляют улыбай-тасмолинскую культуру.
-
Памятники Северного Казахстана: курганы Бирлик, Алыпкаш, Бектениз, Покровка; поселения Карлыга, Борки, Кеноткел.
-
Курганы Байте, Карамонке, Терен обнаружены в Западном Казахстане.
-
Молитвенные места обнаружены при раскопках памятников Байте и Терен.