Совещание по вопросам перспективы развития психологических служб в организациях образования прошло с участием председателя Комитета по охране прав детей, специалистов, ведущих экспертов, школьных психологов и научных сотрудников.
Для совершенствования процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся, а также закрепления механизма защиты детей от буллинга приняты Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования, правила профилактики травли ребенка, разработана и внедрена единая программа по профилактике аутодеструктивного поведения среди обучающихся. Вместе с тем, ведется системная работа по актуализации нормативных правовых актов и разработки методических рекомендаций. В семи регионах: города Астана и Алматы, Костанайская, Актюбинская, Павлодарская, Карагандинская и Западно-Казахстанская области – созданы центры, координирующие деятельность школьных психологических служб.
«С целью совершенствования работы психологических служб Министерством приняты соответствующие нормы по внесению изменений и дополнений в типовые квалификационные характеристики, то есть теперь большая часть времени психолога должна быть направлена на индивидуальную работу с ребенком. Разработаны и проводятся курсы повышения квалификации педагогов-психологов. Для повышения статуса в дальнейшем мы начнем регулировать прохождение ими аттестации и цифровизацию работы психологической службы», - рассказала главный эксперт Комитета по защите прав детей Жибек Нуржан.
В беседе приняли участие ведущие эксперты и школьные психологи. По словам педагога-психолога высшей категории Татьяны Любчанской, сейчас специалистам социально-психолого-педагогических служб необходимо обеспечить без барьерную, адаптивную развивающую, личностно-ориентированную среду для всех детей.
«Каждый из нас взрослых должен понять для себя главное: в цивилизованном обществе чужих детей не бывает. Принимать исчерпывающие меры, направленные на осуществление контроля за время провождением и кругом общения детей. Быть внимательными к попавшим в беду детям. Обеспечить максимально доверительные отношения», - подчеркнул психолог.
Педагог-исследователь Ирина Терентьева, в свою очередь, для обеспечения психологической безопасности школам предложила провести тематические фокус-группы по параллелям, когда старшие ученики задают вопросы младшим по безопасности в школе и провести визуальное оформление пространства.
Отметим, на сегодня Министерством разрабатывается комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечения их прав и благополучия на 2023-2025 годы.