Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Особенности западноевропейской литературы средних веков. «Песнь о Роланде». Рыцарская литература. «Роман о Тристане»

Конспект

В западно-европейской литературе средних веков (IV–XIII) существуют жанры, связанные с христианской церковью, и светские.

К первым относятся жития святых, эхатологические сказания и exempla.

В житиях описывались подвиги святых, добровольно отказавшихся от радостей земной жизни во имя Бога. Эхатологические сказания посвящались посмертной судьбе человека. exempla – сюжетные рассказы с религиозным нравоучением.

Тесно связан с церковью был и средневековый театр, в котором разыгрывались мистерии – пьесы на библейские сюжеты.

В литературе XI–XII веков формируется жанр героического эпоса, выразивший главную идею общественного устройства – неукоснительную преданность Богу и королю, который олицетворял государство. Героическим средневековым эпосом является французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моём Сиде», германская «Песнь о Нибелунгах».

 

«Песнь о Роланде» – эпическая поэма, написанная на старофранцузском языке. Оксфордская рукопись датируется XII веком. Существует две теории происхождения поэмы: согласно первой автором произведения является некий клирик Турольд; по второй – произведение является результатом постепенного развития его сюжетного ядра сказителями.

 

«Песнь о Роланде» – повествование о гибели в битве в Ронсевальском ущелье арьергардного отряда войска Карла Великого, возвращавшегося в августе 778 года из завоевательного похода в Испанию. Противниками франков в поэме представлены сарацины (мавры, арабы), хотя в реальности отряд Роланда погиб в сражении с басками.

До нашего времени дошло 7 рукописей «Песни», ни одна из которых не повторяет другую. Канонической считается Оксфордская рукопись, созданная около 1170 или 1180 года.

Сюжет. После успешного семилетнего похода в мавританскую Испанию император франков Карл Великий завоевывает все города сарацин, кроме Сарагосы, где правит царь Марсилий. Мавры созывают совет у Марсилия и решают отправить к Карлу послов. Послы предлагают французам богатства и говорят, что Марсилий готов стать вассалом Карла. На совете у франков бретонский граф Роланд, племянник Карла, отвергает предложение сарацинов, но его недруг граф Гвенелон (вариант: Ганелон) настаивает на другом решении и едет как посол к Марсилию, замышляя погубить Роланда. Гвенелон настраивает Марсилия против Роланда и 12 пэров Франции, посоветовав напасть на арьергард армии Карла Великого. Возвратившись в лагерь, изменник говорит, что Марсилий согласен стать христианином и вассалом Карла. Роланда назначают начальником арьергарда, и он берёт с собой только 20 тысяч человек.

В результате предательства графа Гвенелона отряд франков, оказавшийся отрезанным от основного войска, попадает в засаду в Ронсевальском ущелье и вступает в бой с превосходящими силами мавров. Перед этим Роланд несколько раз отказывается последовать совету друзей и позвать подмогу, чтобы не погубить Карла и не осквернить его честь. Проявляя чудеса мужества, Роланд и его сподвижники: граф Оливье, Готье де л’Ом и архиепископ Турпин (Турпен) – отражают многочисленные атаки мавров, но в конце концов погибают.

Карл слишком поздно замечает неладное и возвращается в Ронсеваль. Разгромив коварного врага, император обвиняет Гвенелона в измене. Тот заявляет, что невиновен и с целью оправдания выставляет на судебный поединок своего могучего родственника Пинабеля. На стороне обвинения сражается друг Роланда граф Тьерри. Он побеждает Пинабеля, и Гвенелон вместе со всей своей семьёй погибает.

 

К XII веку в средневековом обществе сформировалось такое сословие, как рыцари. Первоначально это были потомки обедневших феодальных семейств, поступившие на службу к владельцу замка. Постепенно а западноевропейских феодальных замках создаётся утончённая культура. Согласно выработанному правилу семи искусств, рыцари должны не только быть искусны в верховой езде, фехтовании, уметь метко бросать копьё, отлично плавать, но и отличено играть в шашки, а самое главное – сочинять и петь стихи в честь дамы сердца.

Рыцарская, или куртуазная литература включает любовную лирику и рыцарский роман.

В западноевропейской литературе сложились жанры любовной лирики:

  • альба – песнь об утреннем расставании влюблённых;
  • канцона – песнь о расставании с дамой сердца;
  • пасторелла – шуточная песня о радостях земной любви к девушке из простонародья, пастушке;
  • баллада – весёлая плясовая песня.

На севере Франции возник жанр стихотворного рыцарского романа. Романом в средневековой Франции называли произведения, написанные не на латинском, а на романском языке – французском, итальянском, испанском.

Жанр рыцарского романа пришёл на смену героическому эпосу.

Одним из самых популярных в средние века был «Роман о Тристане», повествующий о любви Тристана и Изольды.

Сюжет. Рано осиротевший Тристан, королевич Лоонуа, заботливо воспитан дядей, корнуэльским королём Марком и оказывает своей новой родине большую услугу, убив в единоборстве ирландского великана Морхульта, взимавшего с Корнуэльса живую дань. Сам же, тяжело раненный отравленным оружием Морхульта, садится в ладью и плывёт наудачу в поисках исцеления, которое он получает в Ирландии от белокурой принцессы Изольды, искусной во врачевании. Позже, когда вассалы понуждают Марка жениться – нужен наследник, Тристан добровольно ищет ему невесту и привозит Изольду. Но в пути они выпивают по ошибке любовный напиток, который ей дала мать для обеспечения прочной любви между нею и мужем.

Тристан и Изольда связаны любовью столь же сильной, как жизнь и смерть. Происходит ряд тайных свиданий, но, изобличённые и осуждённые, они бегут и долго скитаются в лесу. Вскоре Марк прощает их и возвращает Изольду ко двору, но Тристану велит удалиться.

Тристан уезжает в Британию, совершает там ряд подвигов и не по своей воле женится на дочери Британского короля, которую тоже зовут Изольдой, но, верный своей любви, с женой не сближается.

Вскоре, вновь раненный отравленным оружием, он просит брата жены Каэрдина отправиться к белокурой Изольде с мольбой приехать и побеседовать с ним последний раз. Условились, что, если Каэрдину удастся привезти Изольду, на его корабле будет выставлен белый парус, в противном случае – чёрный. Ревнивая жена Тристана, проведав об этом, в последний момент говорит умирающему Тристану, что показался корабль с чёрным парусом. Тристан умирает.

Изольда сходит на берег, ложится рядом с телом Тристана и умирает от горя по любимому.

Их хоронят в могилах, расположенных по обе стороны храма, и терновник, зелёный и крепкий, благоухающий цветами, за ночь перекидывается через часовню и уходит в могилу Изольды. Трижды рубят терновник горожане – и трижды он вырастает. Когда король Марк узнает об этом чуде, он запрещает когда-либо срезать терновники.

 

Использованные статьи:

Песнь о Роланде

Тристан и Изольда

 



Вопросы
  1. Эсхатологические сказания в западноевропейской литературе Средних веков представляют собой

  2. Пьеса на сюжеты из Библии в западноевропейской литературе Средних веков

  3. Особенность средневековой культуры

  4. Идея героического эпоса в средневековой литературе

  5. Германский героический средневековый эпос – это

  6. Имя короля франков в эпосе «Песнь о Роланде»:

  7. Имя царя Сарагосы в эпосе «Песнь о Роланде»:

  8. К жанру рыцарского романа относится произведение средневековой западноевропейской литературы

  9. Жанром средневековой западноевропейской любовной лирики не является

  10. Сюжетные рассказы с религиозным нравоучением, широко распространённые в средневековой западноевропейской литературе, – это

  11. В средневековой западноевропейской литературе посмертной судьбе человека посвящались

  12. Французский героический средневековый эпос – это

  13. Испанский героический средневековый эпос – это

  14. В западноевропейской литературе подвиги святых, добровольно отказавшихся от радостей земной жизни во имя Бога, описывались в

  15. Пьесы на библейские сюжеты, разыгрывавшиеся в средневековом западноевропейском театре, назывались

Сообщить об ошибке