Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Русская литература конца XIX – начала ХХ века. В.М. Гаршин «Красный цветок»

Конспект

Русская литература конца XIX – начала ХХ века

Достаточно серьезно меняется облик литературы на рубеже веков.

Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936). Выходец из народа, сформовавшийся как личность благодаря упорному самообразованию, он обогатил русскую литературу необыкновенными по силе и новизне образами. Горький принимал непосредственное участие в революционном движении, активно содействуя деятельности РСДРП. Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. Так, его роман «Мать», повествующий о жизни рабочей семьи, несомненно, призван был сыграть роль пропагандистского памфлета, настроить читателя на определенные политические идеи.

В то же время нельзя сводить все творчество Горького к узкому политпросвету. Он был шире любых идеологических границ. Непреходящее значение имеют его ранние романтические и реалистические рассказы, «Песнь о буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».

Значительную роль в литературе рубежа веков сыграли В.Г. Короленко («История моего современника»), Л.Н. Андреев («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»), А.И. Куприн («Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»), И.А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»).

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов второй половины XIX века сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией Серебряного века. Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы.

Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 годы. Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т. д.

Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу. В то же время неприятие окружающей действительности было свойственно поэтам-акмеистам не в меньшей степени, чем символистам. Их увлекал далекий от повседневности мир «подлинной» красоты, источник которой они искали в искусстве прошедших веков, в изящной экзотике дальних стран, в картинах природы.

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 году возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (В.В. Маяковский, Игорь Северянин, В. Хлебников), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» – порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

 

В.М. Гаршин «Красный цветок»

 

Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888 гг.) – русский писатель, поэт, художественный критик.

В 1883 году появился один из самых замечательных его рассказов Гаршина – «Красный цветок» (краткое содержание). Тема сумасшествия, раскрытая в рассказе, страшна своей невыдуманностью и натуральностью. В основу произведения положен образ-символ. Герой рассказа, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать этот цветок – и будет уничтожено все зло мира. Символический смысл в рассказе Гаршина имеют и красный крест (символ борьбы против зла), и больница (символ несвободы).

Показывая социальное зло во всей его наготе, Гаршин, так же как и многие его современники, стремится пробудить в читателе напряженную работу мысли, «убить его спокойствие», растревожить его совесть, заставить восстать против зла и несправедливости жестокого мира людей.

«Красный цветок» объединил в себе черты психологического рассказа и аллегорической сказки.

 



Вопросы
  1. «И он лежал, изнемогая в призрачной, несуществующей борьбе, но все-таки изнемогая. Утром фельдшер застал его чуть живым». Речь идет о персонаже произведения

  2. Символом борьбы против зла является

  3. Символом несвободы является

  4. Черты психологического рассказа и аллегорической сказки объединило в себе произведение

  5. «Тут же, недалеко от крыльца, росли три кустика мака какой-то особенной породы; он был гораздо меньше обыкновенного и отличался от него необыкновенною яркостью алого цвета» – это фрагмент произведения

  6. В.М. Гаршин – автор произведения

  7. Автором рассказа «Красный цветок» является

  8. В.М. Гаршиным написаны произведения

  9. Тема сумасшествия раскрывается в произведении

  10. С мировым злом борется психически больной персонаж произведения

Сообщить об ошибке