Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Русская классическая литература первой половины XIX века. А С. Грибоедов «Горе от ума»

Конспект

На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в стране:

1) Отечественная война 1812 года;

2) движение декабристов 1825 года.

Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры, не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года – важный этап в развитии национального самосознания, с ростом которого связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала «История государства Российского» Н.М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 году. Карамзин был первым историком, которого стала читать публика.

Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX века – романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ.

В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму.

В отличие от романтизма, реализм предполагает изображение реальной действительности. Если романтический герой – это воплощение внутреннего мира самого писателя, то реалистический герой является порождением реальных жизненных обстоятельств. Его характер даётся в движении, развитии и как носитель духа той или иной эпохи. Писатель вычленяет из жизни самые значимые (типичные) явления. И герой становится типическим.

В развитии русской национальной литературы и реализма огромна роль А.С. Пушкина. Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности. C Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом.

Важной вехой на пути романтизма к реализму было также и творчество М.Ю. Лермонтова, отразившее трудное время, погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 года разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман «Герой нашего времени», сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

Большую роль в развитии русской литературы первой половины XIX века сыграл Н.В. Гоголь. Его «Мёртвые души» – одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. В.Г. Белинский оценил его как «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни».

Оставаясь глубоко гуманистической, литература всё более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, её сопричастность общественной жизни – общепризнанная особенность и характерная черта.

Одним из открытий писателей-реалистов был «маленький человек» с его нелегкой житейской судьбой.

Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»

«Горе от ума» (краткое содержание) – комедия А.С. Грибоедова в стихах, произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Комедия «Горе от ума» – сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века – одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».

История создания. В историю русской литературы Грибоедов вошёл как автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее (комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие). Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума», открывшая в 1825 году вместе с трагедией «Борис Годунов» Пушкина, реалистический этап развития русской литературы.

Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным, уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально – «Горе уму»).

В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии, но разрешение на её постановку получить не удалось. Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Один из них лицейский друг Пушкина декабрист Иван Пущин привез поэту в Михайловское. Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде.

Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году.

Сюжет. Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из странствия к своей возлюбленной – Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Её избранник – молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, «кто мил» Софье. В Молчалине он видит только «жалчайшее созданье», недостойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.

Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество, идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов. Однако в обществе возникают слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.

В комедии соблюдены только 2 классических единства: места и времени (действие происходит в доме Фамусова в течение суток); третье единство – действия – отсутствует: в произведении 2 сюжетные линии: любовь Чацкого и противостояние Чацкого и московского общества. Основная идея трагикомедии, по словам А.С. Грибоедова, протест свободной личности «против гнусной российской действительности».

Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми.

Ключевые цитаты из комедии «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в таблицах

Критика

И. А. Гончаров, «Мильон терзаний»



Вопросы
  1. По образованию А.С. Грибоедов был

  2. Статья, в которой говорится о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  3. Произведение, о котором И.А. Гончаров сказал: «...и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира»

  4. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», у которого «ум с сердцем не в ладу»

  5. Реплика Фамусова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» о Чацком

  6. Реплика Софьи о Чацком в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  7. Монолог «Вот то-то, все вы гордецы...» произносит в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  8. «Умеренность и аккуратность» – качества, которыми гордится персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  9. «Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь», – говорит в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

  10. Проблема взаимоотношений отцов и детей рассматривается в произведении

  11. Элементы трех направлений; классицизма, романтизма, реализма – включает в себя произведение

  12. Сатирой на аристократическое московское общество первой половины XIX века стало произведение

  13. «Разошлась на цитаты»

  14. Афористичность стиля – отличительная черта

  15. «И золотой мешок, и метит в генералы» – это в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» характеристика

  16. Персонажами комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» являются

  17. Монолог «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятия» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» произносит

  18. «Лгунишка он, картежник, вор», – так в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Хлестова характеризует

  19. Действие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в городе 

  20. «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!» – это в

    комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» характеристика

  21. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова один из монологов Фамусова начинается словами

  22. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» один из монологов Чацкого начинается словами

  23. Уж коли зло пресечь:

    Забрать все книги бы да сжечь, –

     

    предлагает в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  24. «Мастером услужить» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Хлестова называет

  25. Внесценическим персонажем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является

  26. Внесценическим персонажем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является

  27. Внесценическими персонажами комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» являются

  28. Реплика Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  29. «В нем Загорецкий не умрет!» – сказал в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий о

  30. Автором критического этюда «Мильон терзаний», посвященного комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», является

  31. «Шумите вы; и только?» – нехотя спрашивает Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  32. «Нет триста! – уж чужих имений мне не знать», – спорит в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с Фамусовым

  33. Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

    Что нынче пуще, чем когда,

    Безумных развелось людей, и дел, и мнений, –

     

    говорит в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  34. Реплика Фамусова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  35. «Ужасный человек!» – так в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Софья характеризует

  36. «Умеренность и аккуратность» – таковы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» таланты

  37. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» слух о сумасшествии Чацкого исходит от

  38. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин более всего откровенен с

  39. Бывало песенок, где новеньких тетрадь

    Увидит, пристает: пожалуйте списать, –

    говорит в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»Чацкий о

  40. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,

    высокий идеал московских всех мужей,

     

    говорит в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий о

  41. Офицер Московского гусарского полка, который по окончании войны с Наполеоном выходит в отставку и поступает на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге, – это

  42. Это «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая жгучая сатира», – написал И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» о произведении

  43. Усадьба А.С. Грибоедова

  44. Детский портрет А.С. Грибоедова

  45. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» – такую надпись на могильном памятнике сделала жена писателя XIX века

  46. Дипломат, поэт, автор знаменитой пьесы – это

  47. Жизни А.С. Грибоедова посвящено произведение

  48. Против чего выступал Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

  49. Какие персонажи противопоставлены друг другу в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

  50. Найдите афоризмы из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  51. Элементы каких литературных направлений сочетает в себе комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова?

Сообщить об ошибке