Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Поэзия второй половины XIX века. Лирика Ф.И. Тютчева
Поэзия второй половины XIX века
Большое значение в русской поэзии второй половины XIX века имело творчество Николая Алексеевича Некрасова, главной темой произведений которого стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков смысл поэзии Некрасова. Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране.
Противоположной по тематике была лирика представителей «чистого искусства». Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40–50-х годах, когда ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта – Фет и Тютчев – были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали её новую родословную.
Их начинания подхватили А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой. Всю эту группу поэтов и принято называть представителями «чистого искусства».
Сами поэты этой группы ничего оскорбительного для себя в такой аттестации не видели и охотно с ней соглашались, искренне полагая, что поэзия выше скоропреходящих интересов, должна говорить о вечном свободно, без принуждения. У каждого из этих поэтов мы найдем декларации, подобные той, что высказал Аполлон Майков:
О мысль поэта! ты вольна,
Как песня вольной гальционы!
В тебе самой твои законы,
Сама собою ты стройна!
(«Мысль поэта», 1839)
Никакой теории над собой они не признавали, и тот же Майков открыто провозглашал это в стихотворении «Октава»:
Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов.
Лирика Ф.И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – русский поэт, консервативный публицист, дипломат, член-корреспондент Петербургской академии наук с 1857 года.
Темы его стихотворений вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с ней, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением.
В отношении к природе Тютчев являет читателю две позиции: бытийную, или созерцательную – воспринимающую окружающий мир с помощью органов чувств, и духовную, или мыслящую – стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.
Тютчев-созерцатель создаёт такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...» и множество подобных, коротких, но прелестных образных пейзажей.
Тютчев-мыслитель видит в природе неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Фонтан», «День и ночь».
Образы в лирических пейзажах Тютчева необычны, они поражают своей новизной: «земля принахмурилась», «радуга изнемогает», «звезды беседуют между собой тихомолком», «день скудеющий».
В стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность» и «суровая энергия». Они очень цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом.
По мнению Ю.Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева – это продукт разложения объемных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века. Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю.Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.
Л.В. Пумпянский, исследователь поэзии Тютчева, считает наиболее характерной чертой его поэтики так называемые «дублеты» – повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных ее особенностей»:
Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(«Как океан объемлет шар земной…»)
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон –
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
(«Лебедь»)
Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты».
Важной для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.
Периодизация. Литературовед Юрий Лотман считал, что в творчестве Тютчева при всем его внутреннем единстве можно выделить на три периода:
- 1-й период – начальный, 1810-е – начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века;
- 2-й период: вторая половина 1820-х – 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск»: в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма;
- 3-й период: 1850-е – начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл».
Любовная лирика
Тютчев создал ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е.А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому» циклу стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи – к Е.А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).
Фёдор Тютчев. Стихи. Тексты расположены в алфавитном порядке
Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев в таблицах
-
Писатель, лирические произведения которого проникнуты ощущением расколотости, дисгармонии мира, где «в страшном раздвоенье... жить нам суждено»
-
Поэт, важнейшей особенностью образного мира которого является постоянный параллелизм человек и природа
-
«Мысль изреченная есть ложь», – строка из стихотворения Ф.И. Тютчева
-
Литературоведы говорят о «парности, двоичности, бинарности образного мира»
-
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов! –
пишет Ф.И. Тютчев в стихотворении
-
Ф.И. Тютчев – автор стихотворения
-
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» открывается строкой: «Люблю грозу в начале мая…». Второй является строка
-
Цикл стихотворений, который исследователи назвали «денисьевским», есть у поэта
-
Портрет Ф.И. Тютчева помещен под номером
-
В заголовке этого слайда на месте вопросительного знака следует написать
-
«Пустозвонным бездельем» называл свои стихи поэт
-
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Это строфа из стихотворения Ф.И. Тютчева
-
В отрывке из стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium»: «Лишь жить в себе самом умей – / Есть целый мир в душе твоей / Таинственно волшебных дум; / Их оглушит наружный шум...» «наружный шум» – это