Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
В.Г. Короленко «Огоньки», «Сон Макара»
Неоромантизм (греч. neos – новый, франц. romantisme) – течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX–XX веков, возникшее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции 2-й половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века (
Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков – это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе.
На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера (например, Данко и Ларра из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль», капитан Немо из романов Жюля Верна, Мартин Иден из одноимённого романа Джека Лондона).
Среди ярких представителей неоромантизма – такие писатели, как Этель Лилиан Войнич, Джек Лондон, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, Жюль Верн, Артур Конан Дойль, Генрик Ибсен, Кнут Гамсун, Редьярд Киплинг, Эдмон Ростан, Роберт Стивенсон; в России – ранний Максим Горький, Александр Куприн, Николай Гумилёв, Александр Грин, Владимир Набоков.
В. Г. Короленко, «Огоньки», «Сон Макара»
Владимир Галактионович Короленко (1853–1921 гг.) – русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.
Произведение В.Г. Короленко «Огоньки» написано в 1900 году, когда писатель находился в ссылке в Якутии.
В миниатюре использованы такие средства художественной выразительности, как
· эпитеты (угрюмой сибирской реке; по тёмной реке; река, затенённая скалистыми горами; мелькнул ярко, сильно; из неопределённой тьмы);
· градация (и мелькнул ярко, сильно, приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить; ущелья и скалы выплывали, надвигались);
· сравнение (по тёмной, как чернила, реке);
· метафора (жизнь течёт в угрюмых берегах);
· параллелизм (огоньки на берегах реки как свидетельство кажущегося близкого ночлега – жизнь в угрюмых берегах; выражение «налегать на вёсла» использовано как в прямом, так и в переносном значении).
Огоньки – это символ надежды. Чтобы достичь манящих к себе огоньков, нужно налечь на весла.
По жанру произведение можно отнести к стихотворению в прозе.
Произведение навеяно реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, автор, сменил его имя: с одной стороны, на Макара, по русской поговорке, «все шишки валятся»; с другой – короленковский Макар живёт именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял».
Макар – потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил. В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге, Макар заблудился и стал замерзать.
Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у старого Тойона, в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи представшего на суд, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит сын старого Тойона и просит отца разрешить Макару что-нибудь сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о том, как «его гоняли всю жизнь!» Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жара, дожди и засуха; гоняла промерзшая земля и злая тайга!.. Горький рассказ его сменяется яростью: «как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», но «теперь он стоял у конца, и надежда угасла...»
От рассказа Макара заплакали старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!»
Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплёка позволяла давать различные интерпретации – как революционного характера, так и сугубо христианские.
Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки.
Образ Макара решён в традициях популярных «святочных рассказов», где на первое место ставилась сюжетная экстравагантность, а не художественная убедительность образов. Положительный отклик читателей обеспечило соединение беллетристических стереотипов с социально-политической конъюнктурой первой половины 1880-х годов, когда сам факт развёртывающегося антигосударственного террора вытеснялся в массовом сознании общими разговорами о тяжелом положении народа.
-
Попик Иван, большой Тойон – такие персонажи есть в произведении
-
«Его родина – глухая слободка Чалган – затерялась в далекой якутской тайге» – речь идет о персонаже произведения
-
«Работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод» – речь идет о персонаже произведения
-
В канун Рождества происходят события произведения
-
Примером сравнения в миниатюре В.Г. Короленко «Огоньки» является фрагмент
-
Примером метафоры в миниатюре В.Г. Короленко «Огоньки» является фрагмент
-
К святочным рассказам относится произведение
-
Автором рассказа «Сон Макара» является
-
В.Г. Короленко – автор рассказа
-
В.Г. Короленко – автор произведений
-
«Огоньки» В.Г. Короленко – это произведение
-
«Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью». В подчеркнутой части фрагмента миниатюры В.Г. Короленко «Огоньки» использован такой прием, как