Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

А.П. Платонов «Волшебное кольцо», П.П. Бажов «Каменный цветок»

Конспект

Литературные сказки, перекликающиеся с народными, создавал Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов; 1899–1951 гг.) – самобытный по стилю и языку советский писатель и драматург первой половины ХХ века. Одним из таких произведений является сказка «Волшебное кольцо».

Сюжет сказки. Спас Семён, крестьянский сын, щенка, кошку, змею-Скарапею, отдав за них все деньги, что у него были: копейку, две копейки, три копейки.

Попросила Скарапея проводить её домой и научила его попросить за её спасение волшебное золотое кольцо.

Змеиный царь снял кольцо с руки, отдал Семену и сказал ему потихоньку на ухо, как надо действовать кольцом, чтобы вызывать волшебную силу.

С тех пор Семён с матерью стали жить сытно.

Но захотелось Семёну жениться на царевне. Вызвал он с помощью змеиного перстня двенадцать молодцов, которые построили ему хоромы, а потом по требованию царя, от царского избяного дворца до крыльца хором Семёна мост хрустальный.

Выдали царь с царицей за него девку-царевну, и стал он жить с женою. Во время прогулки молодых по лесу увидел их Аспид, сын змеиного царя, который давно хотел, чтоб волшебное кольцо было у него. С помощью жены Семёна, обратившись в Молодца из Молодцев, выкрал Аспид волшебное кольцо.

Царь, узнав об исчезновении дочери, велел посадить его в тюрьму.

Спасли Семёна его кошка и собака, сумевшие вернуть ему украденное кольцо.

Пришлось царевне с Аспидом жить у её родителей. Аспид от злости превратился в змею-гадюку, да таким и остался навсегда, он только и делал, что шипел на царевну и бранил ее.

Семен же присмотрел себе невесту в деревне.

Павел Петрович Бажов (1879–1950 гг.) – писатель, фольклорист; впервые выполнивший литературную обработку уральских сказов.

Многие из сказов – старинных устных преданий уральских горнорабочих – он слышал мальчиком от В.А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко – рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Наряду с обычными людьми – рабочими горных промыслов, резчиками по камню и пр. – героями сказов являются мифологические персонажи, которые делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:

Хозяйка Медной горы – хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой – в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

Великий Полоз – персонаж, ответственный за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. В сказах фигурируют также многочисленные дочери Полоза — змеевки, или медяницы. Одна из них – Золотой Волос – выведена в одноименном сказе.

Бабка Синюшка – персонаж, родственный Бабе-яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья – герой сказа «Синюшкин колодец».

Огневушка-Поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) – персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси).

Серебряное копытце – волшебный козел, у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет – появится драгоценный камень.

Голубая змейка – волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречерная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».

Земляная кошка – персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонек появляется там, где выходит сернистый газ. Он имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».

В основу сказа «Каменный цветок» (1938 г.) положены «тайные сказы» о Малахитнице – Хозяйке Медной горы – и о её колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание в произведении фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Сказ повествует о сироте Даниле, которого в подмастерья взял малахитовых дел мастер Прокопьич. У мальчика был дар быстро управлялся с заданиями. А когда он повзрослел, захотел сделать камень живым и, услышав легенду о Хозяйке Медной горы, у которой есть цветок каменный, как живой, он идёт к ней, не раздумывая, чтобы она показала ему этот цветок. А как увидев его, совсем лишился сна... Но за это Данила остался у Хозяйки работать горным мастером.

О дальнейшей судьбе Данилы повествуется в двух других сказах – «Горный мастер» (1939 г.) и «Хрупкая веточка» (1940 г.), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка».

Интерпретации образа Данилы-мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.



Вопросы
  1. Певец уральских горных мастеров

  2. Тема искусства, труда и любви раскрывается в произведении

  3. Автор книги «Малахитовая шкатулка»

  4. Главный герой сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо»

  5. Данилко – персонаж произведения

  6. «Цари-то – люди ложные и лукавые, они и насмеются, и надругаются над тобой, и жизни лишат, а уж дочь за тебя не выдадут!» – говорится в сказке

  7. «Не гож этот ... Глаз у него неспособный, рука не несёт», – говорит Прокопьич об учениках своих в произведении

  8. Тема искусства, труда и любви раскрывается в произведении

  9. К помощникам главного героя сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо» нельзя отнести

  10. «Кто поглядит, тому белый свет не мил станет», – говорит в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок» ветхий старичок Данилке о

  11. Иллюстрации к сказу П.П. Бажова «Каменный цветок» помещены под номерами

  12. Змея Скарапея, Аспид, Семен – образы-персонажи сказки

  13. «…на самосильной машине каждый день наведывается в соседнюю деревню»

  14. Автором книги «Малахитовая шкатулка» является

  15. Грозный мастер Прокопьич, Данилко Недокормыш, Вихориха – персонажи произведения

  16. Уральским волшебником называют писателя

  17. Аспид (А.П. Платонов «Волшебное кольцо») был приемным сыном

  18. Аспид – образ-персонаж из произведения

  19. Укажите место, где встретил главный герой произведения П.П. Бажова «Каменный цветок» Хозяйку Медной горы.

  20. Образ Хозяйки Медной горы в произведении П.П. Бажова «Каменный цветок» воплощает в себе

  21. Во что превращается Хозяйка Медной горы в произведении П.П. Бажова «Каменный цветок»?

  22. Укажите жанр произведения П.П. Бажова «Каменный цветок».

  23. Укажите персонажей сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо», которых купил Семен за копейки.

  24. Какой персонаж сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо» превратился в гадюку?

  25. Определите основную идею сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо».

  26. Укажите волшебные признаки в произведении А.П. Платонова «Волшебное кольцо».

Сообщить об ошибке