Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»

Конспект

Драматургия второй половины XIX – начала ХХ века

Драматургия второй половины XIX века была представлена пьесами Александра Николаевича Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза», «Бесприданница» и пр.) и Александра Васильевича Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Писал для театра и Антон Павлович Чехов, чье творчество завершает XIX век. Им были созданы пьесы «Дядя Ваня» (1896), «Чайка» (1896), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1903), в которых, как и в рассказах, за внешней простотой сюжета скрывалось глубокое содержание, драма человеческой жизни – страшная в своей повседневной безысходности.

В начале ХХ века в русскую литературу вошел как драматург Максим Горький, создавший ряд пьес, первыми из которых были «Мещане» (1901) и «На дне» (1902).

 

А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»

Александр Николаевич Островский (1823–1886 гг.) – русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской академии наук.

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: он создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актерскому нутру. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

«Гроза» (краткое содержание) – пьеса в пяти действиях, написанная в 1859 году в обстановке предреформенного общественного подъема. Действие происходит летом в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.

История создания. Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. 9 октября драматург окончил «Грозу», а 14 октября уже отправил пьесу цензорам в Петербург.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…» Л. П. – это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи.

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьей в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.

Персонажи:

  • Савёл Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе;

  • Борис, племянник его, молодой человек, порядочно образованный;

  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова;

  • Тихон Иванович Кабанов, ее сын;

  • Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова;

  • Варвара, сестра Тихона;

  • Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле;

  • Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого;

  • Шапкин, мещанин;

  • Феклуша, странница;

  • Глаша, девка в доме Кабанихи;

  • барыня с двумя лакеями, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая;

  • городские жители обоего пола.

Критика. «Гроза» стала предметом ожесточенных споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», Дмитрий Писарев в статье «Мотивы русской драмы» и Аполлон Григорьев. В XX веке – Михаил Лобанов в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ» и Владимир Лакшин.

<a href="http://lit-helper.ru/p_Istoriya_sozdaniya_i_analiz_drami_Groza_Ostrovskogo_A_N" target="_blank">История создания и анализ драмы А. Н. Островского «Гроза»

Драма А. Н. Островского «Гроза» в таблицах

«Бесприданница» – пьеса, созданная в 1878 году.

История создания. Задумана пьеса Островским в 1874 или в начале 1875 года. В письме Бурдину от 1 октября 1876 года драматург писал о «Бесприданнице»: «Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение». Работа над «Бесприданницей» была завершена лишь 16 октября 1878 года. Островский 3 ноября 1878 года в письме к Бурдину сообщает: «Пьесу свою я читал уже в Москве пять раз; в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из моих произведений».

Действующие лица:

  • Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам;

  • Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно;

  • Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с громадным состоянием;

  • Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец;

  • Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник;

  • Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30;

  • Робинзон, провинциальный актер (Аркадий Счастливцев);

  • Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре;

  • Иван, слуга в кофейной.

Сюжет пьесы. Действие разворачивается на берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в третьей четверти XIX века. Вдова Харита Игнатьевна Огудалова, несмотря на отсутствие средств, держит открытый дом, не без оснований рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечет холостых мужчин, которые женятся по любви на бесприданницах.

Двух старших дочерей ей удается выдать замуж, осталась младшая, Лариса. За ней ухаживает барин, богач и пароходчик Сергей Сергеевич Паратов, который, очевидно, влюблен в девушку. Лариса также безумно влюбляется в красавца Паратова, но именно тогда, когда, по мнению Огудаловых и всех их знакомых, Паратов должен сделать предложение, Сергей Сергеевич спешно уезжает из города – спасать свое состояние.

Лариса глубоко переживает отъезд Паратова, тем более что Сергей Сергеевич не успел с ней проститься и объяснить причины своего отъезда. Харита Игнатьевна продолжает устраивать вечера в надежде найти мужа для Ларисы. На девушку засматривается богатейший купец города Кнуров, но он женат и, хотя Харита Игнатьевна и использует его интерес к дочери для получения дорогих подарков, в качестве мужа Кнуров не рассматривается. Другой ухажер, молодой коммерсант Вожеватов, пока не может себе позволить жениться на бесприданнице. Еще один поклонник девушки – чиновник Юлий Капитонович Карандышев, почтовый служащий, – слишком жалок, беден (на фоне трех купцов), болезненно самолюбив и абсолютно не интересен Ларисе. Тем не менее Лариса, уставшая от карусели кавалеров и игр матери по поиску «партии», решает выйти замуж за Карандышева, у которого пусть одно достоинство, но дорогое – он ее любит.

Начинается подготовка к свадьбе, в ходе которой Карандышев несколько раз обнаруживает свой мелочный и честолюбивый нрав. Однако Лариса не меняет своего решения и, не скрывая от жениха, что она не любит его, тверда в намерении выйти за него замуж.

Неожиданно в город возвращается Паратов на своем пароходе «Ласточка». Встретившись с Кнуровым и Вожеватовым, Паратов объявляет им, что он вынужден жениться на богатой невесте, чтобы спасти остатки своего состояния, а также продать свое пароходство Вожеватову. От них он узнает, что Лариса выходит замуж.

Тем временем Карандышев устраивает званый обед, куда приглашены и Кнуров, и Вожеватов, а в итоге и Паратов. Карандышев, ошалев от собственной значимости, которую он, по его мнению, приобрел, сделавшись женихом Ларисы, напивается (при активном содействии гостей, смеющихся над ним). Лариса же позволяет Паратову увлечь себя на ночной банкет на пароход «Ласточка» с цыганами и шампанским. Лариса отдается Паратову, но утром он признается ей, что обручен и не может жениться на ней.

Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в орлянку. Выиграв, Кнуров предлагает девушке стать его содержанкой, причем размер предложенного содержания заставил бы замолчать даже самых злых порицателей чужой нравственности, однако потрясенная Лариса отмалчивается.

Появляется Карандышев, осознавший, что над ним посмеялись. Он бросается к Ларисе и предъявляет на нее свои права. Лариса отвергает и Карандышева: «Я слишком дорога для вас. Если быть чьей-то вещью, то дорогой». Лариса намерена согласиться стать «дорогой вещью» в руках Кнурова. Карандышев в отчаянии стреляет в Ларису из пистолета. Умирая, она благодарит его за этот выстрел.

В «Бесприданнице» представлены самые разные слои российского общества. В ее пространстве действуют купцы. Одни (как Мокий Парменыч Кнуров) держат себя по-старинному, «солидно», хотя крупными дельцами стали именно в «последнее время». Другие (как очень молодой, но уже разбогатевший Василий Данилыч Вожеватов) выглядят более современно; впрочем, нет никакого сомнения в том, что он пойдет по «кнуровскому» пути. Недаром трактирный слуга Гаврило так характеризует Вожеватова: «малодушеством занимается, еще мало себя понимает; а в лета войдет, такой же идол будет».

Есть здесь и «блестящий барин» Сергей Сергеич Паратов – как в «петербургьских» сатирических комедиях Островского. Паратов и презирает купцов, и зависит от них. Его богатство расточается, он продает свой лучший пароход «Ласточку» – их состояние умножается, они входят в силу.

Действует в пьесе и бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев, «униженный и оскорбленный» жених Ларисы. И мещанка Харита Игнатьевна Огудалова, женщина беспринципная и хищная. Она уже выдала одну дочь за «грузинского князька» (который, по слухам, из ревности жену прирезал), другую за «иностранца», оказавшегося шулером, а теперь готова отдать третью дочь Ларису за ничтожного Карандышева, лишь бы сбыть ее с рук. Она «выжимает» из ухажеров дочери деньги на подарки к дню ее рождения, причем за один и тот же подарок они платят по нескольку раз.

Есть в пьесе «Бесприданница» и разнообразные театральные амплуа, и персонажи различных жанров: комедийные (актер Робинзон, которого привозит с собой Паратов), трагические (главная героиня Лариса), водевильные (Харита Игнатьевна со своей непомерной жадностью), трагикомические (Карандышев), мелодраматические (Паратов).


 



Вопросы
  1. Столкновение двух исторических времен: старого, уходящего в прошлое времени «самодуров» и нового времени, когда провозглашается свобода личности, показано в пьесе А.Н. Островского

  2. Героиня драмы А.Н. Островского «Гроза» с трагизмом души, мечтательностью, готовностью к страданию

  3. Кульминация пьесы А.Н. Островского «Гроза»

  4. Параллели с романом Г. Флобера «Госпожа Бовари» обнаруживаются в пьесе А.Н. Островского

  5. История молодой купеческой жены лежит в основе сюжетной композиции пьесы А.Н. Островского

  6. Ларисе Огудаловой (А.Н. Островский «Бесприданница») мстит оскорбленный

  7. В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» мечут жребий на право обладания Ларисой

  8. Кульминация пьесы А.Н. Островского «Гроза» – это

  9. «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра...» – писал о героине драмы А.Н. Островского «Гроза»

  10. Иллюстрации к драме А.Н. Островского «Бесприданница» помещены под номерами

  11. Иллюстрации к драме А.Н. Островского «Гроза» помещены под номерами

  12. Художник Б.М. Кустодиев создал эскизы декораций и костюмов к нескольким пьесам А.Н. Островского. Ниже помещены эскизы к пьесе

  13. «Самодуры» в драме А.Н. Островского «Гроза» – это

  14. Харита Игнатьевна, Паратов, Кнуров, Вожеватов – это персонажи пьесы А.Н. Островского

  15. Портрет П.Н. Островского помещен под номером

  16. В вымышленном городе Калинове на берегу Волги происходит действие пьесы А.Н. Островского

  17. «Мы с малолетства знакомы; еще маленькие играли вместе…» – говорит Лариса Огудалова, героиня пьесы А.Н. Островского «Бесприданница», о

  18. «Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь», – говорит в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

  19. Безумной барыне в драме А.Н. Островского «Гроза» принадлежат слова

  20. Драмы А.Н. Островского называл «пьесами жизни»

  21. Какое произведение принесло А.Н. Островскому литературную известность?

Сообщить об ошибке